Возраст от четырех до шести - период относительного затишья. Так или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.
Приобретает малыш и известную самостоятельность, хотя и добытую иногда в нелегком "бою". В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека.
Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При неправильной тактике легко, например, нарушается аппетит или режим сна.
Как и на предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на третьем году малыш вырастает приблизительно на 10 см, а в весе прибавляет около 3 кг. В дальнейшем темп этот несколько замедляется: до 5-7 см и до 2 кг каждый год. Если ребенок выдерживает данный темп, особого беспокойства возникать не должно.
Ночной сон в этот период, как и раньше, должен быть не менее 10 часов. И почти до самой школы рекомендуется также и дневной сон - час-полтора. Возникают известные трудности с вечерним засыпанием. Поэтому отход ко сну необходимо обставить, как мы уже говорили, особым ритуалом: гигиенические мероприятия, переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа, повышенное внимание к словам и поведению ребенка, интересная сказка или поучительная история, рассказываемая спокойно, умиротворяюще, притушенный свет, относительная тишина. Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для ребенка. Особенно это касается детей со слабым типом высшей нервной деятельности.
Навыки опрятности обычно уже хорошо усвоены ребенком, но еще некоторое время он продолжает; иногда просыпаться "мокрым". И в этом случае нет места излишней спешке и нервозности. Бессмысленно будить ребенка по ночам для того, чтобы он сходил на горшок. Пусть все идет естественным путем.
Дайте ему небольшой срок, и малыш будет сам просыпаться по ночам, когда это нужно. Правда, поначалу ему требуется помощь от взрослых, поскольку он сам еще боится подниматься ночью с постели. Но и это вскоре наладится, появится желанная смелость. Для привития гигиенических навыков используйте тягу ребенка к самоутверждению и склонность к подражанию. Если взрослые сами постоянно выполняют требования гигиены, то и малыш, в конце концов, почувствует необходимость вымыть руки перед едой, он ведь совсем "большой".
Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою "самость", у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее, он уже отлично знает, "что такое хорошо и что такое плохо". Он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд. Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу.
Ребенок в дошкольном возрасте легко восприимчив как к плохому, так и к хорошему. Все зависит от окружающей среды. У доброжелательных и любящих родителей малыш быстрее набирает опыт любви и сердечности. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. Он может заставить, себя (хотя бы на время) не шуметь, если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может - присмиревший и серьезный - подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием.
В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например, малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым лакомством. И вряд ли нужно тут же отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот, надо дать ему вкусить радость своего великодушия и даже самопожертвования, если хотите. Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные свойства его души.
Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа. Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в дальнейшем и к школе.
Важным фактором при воспитании дошколят является склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко: "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо... " Пожалуй, лучше и не скажешь.
Для большинства детей в обычных условиях характерно оптимистическое восприятие жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим образом. Нужно всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать, сцены и скандалы. Нет смысла рассказывать при детях различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для иного ребенка подобная информация может стать сверхсильным раздражителем, своеобразным трамплином для нервного срыва. Нужно постепенно, крайне осторожно и в более старшем возрасте вводить маленького человека в сложный и противоречивый "взрослый мир".
Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: "... какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем... В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути".
Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует буквально все, он задает взрослым тысячи вопросов и на каждый требует немедленного, понятного для него ответа. При объяснениях ребенок любит и просит повторений - они помогают ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться и обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос. Ученые тот возрастной период так и назвали; "стадия вопросов". Очень важно давать детям правдивые ответы на вопросы, доступные их пониманию.
Когда-то Л. Н. Толстой писал, что для детей надо писать так же, как для взрослых, что наиболее ценны и значимы те художественные произведения для детей, которые одинаково интересны и взрослым. В таких произведениях заключена глубокая жизненная и художественная правда, но подана она таким образом, что каждый воспринимает ее в зависимости от жизненного опыта. Таковы, например, "Винни-пух", "Аленький цветочек", детские рассказы Толстого, сказки Андерсена и народные сказки. В своих ответах детям мы должны придерживаться такого же принципа, в особенности это касается ответов на самые сложные вопросы. Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к печальным результатам. Как правило, если ребенок обнаруживает эту неправду, он перестает обращаться к родителям со своими переживаниями, сомнениями. Это, в свою очередь, отчуждает родителей и детей, ведет к нарушению контакта между ними. А без контакта, доверия невозможно нормальное развитие ребенка.
Но помимо недоверия к родителям у ребенка возникают неправильные представления о существе явлений. И в том случае, когда ребенок узнает правду от чужих людей (а правда бывает нередко и жестокой), психика ребенка не всегда может справиться с тем потрясением, которое малыш должен пережить. Мы имеем в виду семейные конфликтные ситуации и вытекающие отсюда последствия, а также проблему, которая волнует на определенном возрастном этапе всех детей: откуда берутся дети. "Капуста", "аист", "магазин" - плохо проходит у современных детей. Очень скоро малыш обнаруживает неправду, и таким образом рушится доверие к родителям. Остроумный совет о том, как отвечать на этот вопрос детям, дал известный американский педиатр Б. Спок. На первых порах можно ответить, что ребенок растет в специальном месте внутри матери.
Пройдет некоторое время и малыш продолжит расспросы: "Как ребенок попадает внутрь матери и как он оттуда выходит? " Самый простой ответ, что ребенок вырастает из крошечного семени, которое было внутри матери всегда, и когда он становится достаточно большим, выходит наружу из специального отверстия, предназначенного для этой цели. Еще через какое-то время наступит момент, когда малыш заинтересуется, какую же роль играет отец. На этот вопрос также можно достаточно просто ответить: ребенок начинает расти только тогда, когда папа полюбит маму.
Период вопросов в развитии ребенка - это самой природой заложенное стремление к знаниям. Важно, чтобы любопытство, любознательность, интерес к знаниям не угасал с годами. Этому способствуют и книги и телевизионные передачи, но самое главное - ваше общение с ребенком. Относитесь к нему со всей ответственностью и серьезностью. От вас во многом зависит не только эмоциональное, но и интеллектуальное взросление маленького человека, и эти вопросы и ответы на них являются естественным началом полового воспитания. Долгое время этот период считался сексуально нейтральным. Даже последователи 3. Фрейда называли его (вкупе с младшим школьным) латентным, т. е. скрытым. Обычным делом в научно-популярной литературе стало выявление различий между полами только в подростковом возрасте.
Как показали исследования, непростительным упрощением было бы давать дошкольникам обобщенный, бесполый анализ. Так же непростительной ошибкой является мнение, что половое воспитание нужно начинать с подросткового возраста, чуть ли не с 16 лет... Половое воспитание, утверждают ученые, должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика и девочки, юноши и девушки, и в дальнейшем роли не только мужчины и женщины, но и мужа или жены, отца или матери (в соответствии с общественно-моральными принципами).
Уже сразу же после рождения родители проводят индивидуальную политику. При перепеленании и других гигиенических мероприятиях родители то и дело восклицают: "Какой богатырь! ", "Какая красавица!"
Дальше - разница в одеждах и играх, а это не просто формальность, это формирование будущего пола. И здесь есть опасность. Не стоит приучать мальчиков к чисто женским играм (куклам, например), и нельзя девочек лишать этих игр. Как отмечал выдающийся польский педагог Януш Корчак, у мальчиков больше синяков и шишек, порезанных пальцев, ссадин не коленках, мальчики быстрее рвут обувь и одежду, чаще бьют посуду и стекла. Мальчики любят делать все быстрее, и поэтому менее терпеливы. Девочки более жалостливы, более склонны к состраданию, ближе к сердцу, чем мальчики, принимают чужое горе и радость (с самых юных лет). И в то же время, отмечает выдающийся педагог, они , зачастую, более мелочны и завистливы, более злопамятны и мстительны. В связи с этим и воспитание с самых первых дней должно быть строго индивидуальным. Половое воспитание в раннем возрасте - это чаще всего обдуманные и умелые ответы на вопросы своих воспитанников, начавших постигать окружающий мир. |