В жизни юного человека есть возрастные этапы, наиболее ответственные для его здоровья, для формирования его личности, когда происходит перестройка вегетативной и эндокринной систем организма, включаются в действие "новые" железы и перестают действовать "старые", происходит бурный рост тела и всех органов, изменяется нервно-психическая настройка. Эти этапы называются физиологическими кризами.
Первый физиологический криз, "первая буря", приходится на возраст 2-4 года.
"Первая буря"
Этот криз многие авторы справедливо сравнивают с подростковым. Ошибки воспитания, допущенные в этом возрасте, так же как и в подростковом, накладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь.
В период первого физиологического криза ребенок стремительно растет, вытягивается в длину, из пухлого розовощекого крепыша превращается в худенького и угловатого, нередко бледного, болезненного на вид. Наряду с общим ростом увеличиваются и внутренние органы: желудочно-кишечный тракт, печень, сердце, легочный аппарат, утраивает свой вес головной мозг, Происходит выраженный эндокринный сдвиг, бурно функционируют железы внутренней секреции - гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидная и вилочковая. Дифференцируется и приобретает все большее значение кора головного мозга, продолжает свое формирование вторая сигнальная система. Перестройка захватывает и психику ребенка, его поведение.
Уже двух-, трехлетние малыши хорошо определяют форму, величину предметов, их цвет и положение в пространстве и могут легко оперировать ими. Познают они и некоторые свойства предметов: легкие или тяжелые, мягкие или твердые, изменяющие свою форму или не изменяющие ее.
Дети этого возраста начинают разбираться в несложных ситуациях, изображенных на картинках, как цветных, так и черно-белых, дифференцируют те или иные предметы и явления, узнают определенные предметы по их контурам, узнают на фотографиях своих ближайших родственников.
Развивается и память. Малыши быстро узнают при встрече не только родственников, но и знакомых родителей, запоминают их имена. Запоминают они уже и различные ситуации. Так, например, летом вспоминают, как хорошо было кататься на санках прошлой зимой. Приезжая во второй-третий раз на дачу, они уже достаточно хорошо ориентируются в ее расположении.
Становятся доступными двух-, трехгодовалому ребенку и некоторые абстрактные понятия и обобщения. Например, он обучается различать живую и неживую природу, учится делать первые обобщения. Так, к примеру, может отнести мишку, лошадь, льва, слона к зверушкам, а березу, сосну, яблоню - к деревьям.
Состояние пассивного овладения окружающей реальностью сменяется бурно просыпающейся активностью, стремлением к самостоятельному познанию мира - так характеризуют этот период ученые. Происходит осознание ребенком своего "Я", малыш выделяет себя из внешнего мира, из потока происходящих событий. Еще недавно он был как бы растворен в окружающей среде, не мог отличать своих действий от действий взрослых, играл со своими ручками, ножками, как с игрушками, и даже себя называл в третьем лице: "Вова идет гулять", "Вова хочет есть" и т. д.
Теперь родители только и слышат: "я", "мое", "не дам". Ребенок подолгу разглядывает себя в зеркале, строит себе рожицы, щупает себя перед зеркалом, делает различные движения. Взрослым смешно, а для маленького человека это очень и очень серьезно, он рассматривает себя, свое "Я" со стороны, познает себя. И все эти "мое", "мне" - первые попытки самоутверждения, попытки отстоять суверенные права своей личности.
Тяга к самоутверждению, независимости пробуждает желание самостоятельности. Ребенок то и дело заявляет: "Я сам!" Родители только и слышат от малыша вариации на тему: "Когда я вырасту большим". И хотя малыш еще ничего не умеет, тяга к независимости и самостоятельности играет огромную роль в развитии и становлении личности. Этот период так и называют "Я сам".
Но далеко не всегда у родителей хватает терпения: бесконечно долгое одевание, обувание, разбитая посуда, залитая супом одежда, синяки и царапины - вот далеко не полный перечень издержек первой самостоятельности. Куда проще и быстрее самим умыть малыша, почистить ему зубы, причесать, одеть, обуть, накормить. Многие так и поступают, несмотря на крики и протесты своего чада.
Но подавление тяги ребенка к самостоятельности неизбежно приводит к нервности, которая обычно проявляется в форме упрямства и капризности.
Нервные заболевания ребенка
Злоупотребление в это время окриками, одергиваниями, угрозами, устрашениями, наказаниями нередко приводит к развитию уже прямых нервных расстройств. Т. П. Симеон в одной из работ описала четыре пути развития нервных заболеваний, которые возникают в результате подавления тяги ребенка к самоутверждению.
Первый путь - это открытый протест, открытое сопротивление. В более легких случаях развивается негативизм, когда на любое требование или просьбу взрослых, даже приятную для ребенка, например, съесть конфету, тот отвечает неизменным: "нет", "не буду", "не хочу", "не пойду", "не встану" и т.д. При этом нередко ребенок заливается слезами, ведь съесть-то конфету хочется, но тяга к отпору, к защите своего "я" перевешивает.
В более тяжелых случаях может разразиться двигательная аффектная буря, приступ ярости, когда малыш закатывается в крике, вплоть до тошноты и рвоты, ничего вокруг себя не видит и не слышит, часто бросается на пол, бьется головой, руками и ногами об пол и стену, швыряет любые попавшие под руки вещи, в том числе и острые предметы, царапает, кусает, бьет, щиплет взрослых или других детей, а то и себя самого.
Непосредственным поводом для возникновения приступа ярости может послужить все что угодно: лишняя ложка нелюбимой каши, высаживание на горшок, когда уже испачкал штанишки, насильственное одевание и обувание или укладывание на ночь. Это может произойти и на прогулке, он может упасть с криками, в лужу, собирая толпу зевак, может назло помочиться или сходить под себя, хотя уже давно овладел навыками опрятности.
Что же в таких случаях делать? Вот как пишет об этом Пенелопа Лич: "Если ребенок впал в ярость, следите за тем, чтобы он не причинил вреда себе или окружающим. Захлестывающая ребенка ярость страшно пугает его самого. Если же, выйдя из этого состояния, он увидит, что себе он разбил голову, вам поцарапал лицо и к тому же опрокинул вазу, это, с одной стороны, будет служить для него доказательством его собственной силы, и с другой - убедит его в том, что вы не можете ни сдержать его, ни обеспечить его безопасность".
И дальше: "Чтобы малыш не причинил себе вреда, попробуйте осторожно его удерживать. Успокаиваясь, он обнаружит, что вы рядом и что, как ни странно, поднятая им буря ровным счетом ничего не изменила. Постепенно он расслабится и свернется калачиком у вас на руках. Крики сменятся тихими всхлипываниями, и яростный монстр превратится в беззащитного малыша, которому требуется ласка и утешение".
Нет смысла вступать с бунтующим ребенком в своеобразную дискуссию: пытаться перекричать его, в чем-то убедить, грубо удерживать его движения, наконец, выражаться его яростью и гневом - ни к чему хорошему все это не приведет, пожалуй, только к углублению приступа. Лишь хладнокровие и выдержка помогут и вам и ребенку "отойти", успокоиться. Никогда не давайте ребенку почувствовать, советует английская исследовательница, что в результате приступа он может что-то выиграть. Если он впал в ярость, потому что ему не позволили выйти погулять, не позволяйте этого и после приступа. Если же, наоборот, перед приступом вы собирались на прогулку, то как только приступ пройдет, отправляйтесь гулять. В конце концов, если приступы не дают ребенку никаких преимуществ, никаких привилегий, никаких послаблений, они прекращаются.
Если же этого не происходит, ярость и гнев начинают включаться в структуру развивающейся личности. Из таких детей вырастают нередко аффективно-неустойчивые люди, крайне вспыльчивые и гневливые. Сосуществовать с ними чрезвычайно трудно. И особенно трудно их детям, которые жестоко расплачиваются за ошибки, допущенные бабушками и дедушками.
Ничуть не легче и тем детям, которых родители держат, как говорится, в ежовых рукавицах. И уж конечно, совсем плохо тем детям, чьи родители в ранг высшей педагогической мудрости возвели физическое наказание.
Такая "педагогика" постепенно расшатывает нервную систему ребенка, истощает компенсаторные свойства, нарушает нормальную работу коры головного мозга, короче говоря, создает благоприятную почву для нервного срыва.
О первом пути - реакции протеста - мы уже говорили. Взрываются, протестуют обычно дети с сильным типом высшей нервной деятельности. Слабый тип такой "привилегии" не имеет. Детей этих буквально раздавливает тяжелый семейный пресс. Они становятся податливыми и послушными, но и... подавленными, запуганными, вялыми, робкими, трусливыми, слезливыми, мнительными, безынициативными, не уверенными в своих силах, у них легко развиваются различные страхи и навязчивости.
Таков второй путь преобразования феномена физиологического криза в нервные расстройства. Из таких детей вырастают обычно тревожно-мнительные люди, сомневающиеся в себе, в своих способностях и возможностях, не умеющие постоять за себя, за свои убеждения, боящиеся каждого неблагосклонного слова от начальства, "заболевающие" от одного неосторожного замечания соседа или сотрудника по работе, к примеру, такого: "Что-то вы неважно сегодня выглядите?"
Третий путь изживания ребенком его протеста против взрослых - это путь регресса к более ранним фазам развития. Из конфликтной эпохи своей жизни ребенок идет назад, к периоду, когда благодаря своей беспомощности он был силен и подчинял себе окружающих. Этот путь отступления на старые позиции знаменуется стремлением быть как бы более маленьким - путем отказа от приобретенных самостоятельных навыков еды, одевания, опрятности и т.д. Малыш, например, требует, чтобы мать дала ему грудь, взяла на руки, так как он уже не умеет ходить ножками, чтобы его кормили с ложечки, высаживали на горшок, в общем, потакали всем его прихотям, как в недавнем прошлом, когда он постоянно чувствовал заботу и ласку. В играх такой ребенок перестает проявлять инициативу, как прежде. Говорит, лепеча, будто только начинающее овладевать речью дитя. Тут может выручить только хладнокровие, выдержка и любовь родителей. В противоположных случаях, когда подобная истерическая реакция подкрепляется и в дальнейшем неправильным воспитанием, "ежовыми рукавицами", происходит невротическое формирование личности по истерическому типу.
Наиболее полное, можно сказать, классическое описание истерической личности дал выдающийся психиатр П. Б. Ганнушкин. Эмоциональная жизнь истерической личности крайне неустойчива, чувства поверхностны, привязанности непрочны и неглубоки. Истерики обычно завистливы, злопамятны и мстительны. Если в какой-нибудь области истерику приходится столкнуться с соперником, он не пропустит самого ничтожного повода, чтобы унизить последнего и показать ему свое превосходство. Будучи неразборчивым в средствах, истерик лучше всего себя чувствует в атмосфере скандалов, сплетен и дрязг. Чего не выносят эти люди, так это равнодушия и пренебрежения, они всегда предпочтут им неприязнь и даже ненависть. Суждения их поражают противоречивостью и непоследовательностью. Вместо логического сопоставления фактов и трезвой оценки действительности - беспочвенные выдумки - продукт их богатой и необузданной фантазии. Чтобы произвести впечатление, они нередко готовы противоречить общепринятым воззрениям, хвалить и любить то, что никому не нравится, что даже всем противно, с неимоверным упорством защищая при этом свои необыкновенные взгляды, мысли и чувства. Своих ошибок истерики не признают никогда. Если что-то происходит не так, как бы нужно было, то всегда не по их вине. Сосуществовать с ними в жизни не легче, чем с аффектно-неустойчивыми. А детям они передают обычно свою истероидность. Своеобразная цепочка продолжается в поколениях.
Как видите, весьма неприятные последствия у третьего пути. Поэтому при появлении у ребенка снижения приобретенного им жизненного опыта необходимо срочно обращаться к специалистам и коренным образом перестраивать тактику и стратегию воспитания.
Хочется добавить, что иногда к истероидности ведет и первый путь, когда вместо протеста двигательная буря превращается в сцену, на которой разыгрывается действие, ведущее к удовлетворению каких-либо требований и желаний, к получению привилегий, т. е. протест превращается в демонстрацию и инструмент для достижения личного благополучия, как ни странно это звучит в данном возрасте.
И, наконец, четвертый путь реализации ребенком его протеста против окружающей среды состоит в уходе из конфликтной реальности и нарушение контакта с нею. Отсюда как естественное следствие возникает сосредоточенность на себе, на своем "Я".
Дети возвращаются к давно изжитому влечению играть своим телом, раскачиваться корпусом, трясти головой, сосать палец, онанировать. В отличие от третьего пути они не переходят в своем развитии на порядок ниже, а приобретают склонность фантазировать и мечтать, причем в их выдуманном мире царят порой самые жестокие помыслы, о которых родители даже понятия не имеют. В их мечтах нередко господствуют, а затем и реализуются те влечения, на пути осуществления которых взрослые ставили, казалось бы, непреодолимые преграды, например, причинение боли близкому человеку. Такие дети могут часами находиться вдали от сверстников, без игрового материала, в облаках своих фантазий.
Именно у таких детей развивается обычно, как выражаются медики, аутическая личность. Они нелюдимы, черствы, жестоки, отгорожены от живого мира, лишены сочувствия и сострадания, холодны к чувствам и переживаниям других. Общение с ними чисто формально и внешне. Они погружены в собственный мир, который для них дороже любой реальности.
Нередко симптомы отгороженности свидетельствуют о приближении серьезного психического заболевания. Поэтому при появлении малейших признаков аутизма необходимо немедленное обращение к врачу.
Есть, правда, и пятый путь; приспособиться к суровым требованиям взрослых. Ничуть не лучше остальных путей. Приспосабливаются обычно дети с сильным типом высшей нервной деятельности, а точнее, сильнейшие из будущих сангвиников и флегматиков. Они вырабатывают особую поведенческую тактику - двойственность: беспрекословное послушание, образцовое поведение на глазах взрослых и, как компенсация, дурные поступки, злобные выходки, изощренные издевательства над слабыми младшими братьями, сестрами или домашними животными в отсутствие взрослых, исподтишка. Надо ли доказывать, какая нравственная личность разовьется из этих детей.
Как вывод можно отметить, что удерживать ребенка в его шагам к независимости и самостоятельности - значит деформировать его личность. Однако капризов, упрямства и нервности маленького человека можно избежать, если в пределах разумного дать ему возможность проявлять самостоятельность и независимость. Конечно, это отнимет массу времени, но не пропадет даром, окупится сторицей, когда ребенок обучится умываться, одеваться, ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу и... оставаться самим собой, а не превращаться в некий невротический аналог.
При условии хорошо организованной среды, как показали наблюдения, период упрямства, возникнув у нормального ребенка в эпоху его возрастного криза, протекает довольно мягко и является ступенью для подъема маленького человека на более высокую фазу развития. |