И ЧТОБЫ НЕ ЗАГНАТЬ СВОЕ ДИТЯ В УГОЛ, НУЖНО ПОНЯТЬ ПЕРВОПРИЧИНУ ПОЯВЛЕНИЯ У НЕГО ТРЕВОЖНОСТИ И БОЯЗНИ. И ПОЧЕМУ НЕ СЛЕДУЕТ ЗАПИРАТЬ РЕБЕНКА В ТЕМНОЙ КОМНАТЕ В ЗНАК НАКАЗАНИЯ.
ЯВЬ СТАНОВИТСЯ КОШМАРОМ
Я в детстве спрятался в шкафу, Я в нем живу и в нем умру. Я чувствую, что это здесь, Что это хочет меня съесть.
Слова песни группы «Агата Кристи» «Ползет» как нельзя лучше отражают испытываемые нами в детстве страхи.
В самом общем виде страх возникает в ответ на действие угрожающего характера. Из-вестно, что уже в семь месяцев у ребенка, когда уходит мама, впервые фиксируется страх. А в три года дети боятся уже по-настоящему.
Все, что тревожило ребенка днем, возвращается к нему ночью в виде кошмаров. Один мой знакомый рассказал, что в раннем детстве с постоянной периодичностью ему снился один и тот же сон: на тонкой нити над ним нависала огромная грязная глыба. Будучи взрослым, он понял причину повторения кошмарного сна. Его отец был военнослужащим и держал мальчика, что называется, в ежовых рукавицах. Неприемлемые отношения мерещились малышу в кошмарах.
Образуется замкнутый круг – днем ребенок слышит постоянные укоры (опять ты плохо себя ведешь!), запреты (не лезь, будет больно), нарекания родителей. Родители, таким образом, внушают ребенку страх. А ночью эти родители опять преследуют его, но уже в более угрожающем облике (Бабы Яги, Кощея и других «плохих» персонажей). Багаж ребенка – услышанные сказки. И ночью самые отрицательные герои оживают в его снах.
– Ребенок с первых лет жизни боится всего нового и неизведанного, – объясняет практикующий психолог Юлия Мазурик. – Но при этом следует отметить, что страх не является однозначно вредным. Любая эмоция выполняет конкретную функцию и помогает ребенку ориентироваться в таком большом и еще неизведанном мире. Посмотрите на этот мир глазами ребенка. И вспомните, что когда-то вам тоже было страшно.
ТРИАДА СТРАХОВ
По утверждению психологов, одиночества, темноты и замкнутого пространства дети боятся больше всего. Понаблюдайте за своим ребенком. Подверженные страху дети не склонны к внешнему, открытому выражению чувств и переживаний – они все держат в себе. Вы уже заметили, что ребенок просит не оставлять его одного при засыпании, ос-тавлять в комнате включенным свет и дверь незапертой? Тогда это тревожный сигнал. Попробуйте выяснить, что послужило пугающим фактором, и помогите малышу выбрать-ся из плена страхов.
Бывает, что дети перенимают страхи и у родителей. Если мама боится собак, то и ребенок их будет бояться. Необходимо помнить, что страх выступает предупреждающим сигналом. Поэтому для нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественные реакции познания окружающего мира, но только в том случае, когда они не полностью подчиняют себе воображение вашего ребенка. Дети могут бояться даже клоунов. И если ваш ребенок при виде разукрашенного веселого человека вдруг закатывает истерику, не пытайтесь переубедить его в том, что «дядя» добрый и хороший. Причина боязни в том, что малыш не видит лица.
Но помните, что с опекой можно и переборщить. Чересчур беспокойные родители могут вырастить «тепличного» ребенка.
Есть очень много факторов, которые влияют на внутренний мир вашего чада: безразличие и невнимание, неблагополучная обстановка в семье, запугивание как метод наказания. Ребенок слишком доверчив, поэтому любое ваше слово имеет для него огромное значение. Самое главное – не принуждать ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
ИЗЫДИ, СТРАХ!
Игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. Игра помогает ребенку приобрести определенные навыки в общении, усвоить нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, улучшает эмоциональное состояние. Постарайтесь поиграть с ребенком в специальной ролевой игре, где страшное будет выглядеть смешным и обыденным. Цель игр состоит в первую очередь в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Игра должна быть интересной и захватывающей, а конечный ее результат – убеждение, что страх на-прасен.
Рисование – также один из главных методов преодоления страхов детьми. Через рисунки можно понять интересы ребенка. Рисуя, он дает выход своим чувствам и беспокойству, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ:
- ни в коем случае не используйте методы запугивания и наказания в воспитательных целях;
- не закрывайте глаза на страхи ребенка и пытайтесь помочь преодолеть их;
- не перегружайте фантазию ребенка страшными сказками;
- не передавайте малышу свои страхи.
Автор: Зебеде Шерфетдинова
Источник: http://ks.co.ua |