Распространенным является недовольство родителей аппетитом ребенка, иногда эти жалобы преувеличены: ребенок просто не в состоянии справиться с порцией, которую кладет ему заботливая мама. Но бывают случаи болезненной потери аппетита. В медицине это явление называют анорексией, когда у ребенка развивается невротическое расстройство, отрицательная реакция на пищу. Малыш отказывается от еды, худеет, слабеет, все попытки накормить его насильно кончаются слезами, а то и рвотой. Причиной развития анорексии, как это ни печально, чаще всего бывают сами родители, допустившие ту или иную ошибку в воспитании.
Неистинная анорексия
Далеко не всегда можно сразу говорить об истинной анорексии. Ребенок может не есть, чтобы родители обратили наконец на него внимание. В данном случае анорексия возникает как реакция протеста на потерю первенства в семье. Снизиться аппетит может также в ответ на подавление стремления к самостоятельности, к активности. В этом случае потеря аппетита становится средством (порой единственным) утверждения своего "Я". Ведь малыш должен во всем подчиняться взрослым, а вот в отношении аппетита он волен: "Хочу - ем, а захочу - не буду!" Так он выражает невротической реакцией (анорексией) свое отношение к попранию достоинства зарождающейся личности. Если родители срочно не изменят методы воспитания, неистинная анорексия неизбежно перерастает в истинную, ребенок на самом деле потеряет аппетит, и надолго!
Привычная рвота - одно из наиболее тяжелый осложнений анорексии, так как вызывает похудение и резкое истощение организма, в том числе и нервной системы. Появление такой рвоты требует немедленного врачебного вмешательства, стационарного лечения. Но иногда рвота, да и анорексия, возникают вследствие острой шоковой реакции. После сильного испуга дети становятся вялыми, подавленными или, наоборот, раздражительными, агрессивными, и в том и в другом случае плохо едят, а попытки накормить против воли заканчиваются рвотой. Рвота и анорексия могут стать и условно желательными, когда способствуют достижению еще более привилегированного положения в семье: не купили требуемую игрушку - рвота, оставили одного в комнате - рвота, похвалили другого ребенка - рвота.
Довольно часто анорексия развивается в результате чрезмерного и неумеренного внимания родителей к вопросам питания и к самому процессу приема пищи. Порой, упрашивая съесть лишнюю ложку, перед детьми разыгрывают целые спектакли, с выражением читают стихотворения, сказки, поют, заводят интересную игрушку, включают магнитофонные записи, обещают дорогие подарки... И все это из опасения, что малыш недоест, недополучит витаминов, истощится от голода. Постоянное беспокойство об аппетите, уговоры съесть "за маму, за папу, за бабушку, за дедушку" - все это иногда превращается для ребенка в недобрую игру, ему доставляет удовольствие "водить за нос" взрослых, добиваться исполнения своих капризов и прихотей. А иной раз дети откровенно издеваются над родителями: "Сделай себе рожки... ", "Сядь на корточки... ", "Дай, ударю тебя... - тогда съем! " Некоторые дети даже бравируют отсутствием аппетита, хвастаются перед посторонними людьми: "Смотрите, я ничего не ем! " В результате, как говорят ученые, ребенок чувствует себя в центре внимания и с каждым днем все больше и больше убеждается в выгоде своей ситуации, тем более что в промежутках между завтраком, обедом и ужином он успевает получить фрукты, печенье, конфеты, пирожное или мороженое, которыми родители пытаются компенсировать плохой аппетит своего чада. Как и в других случаях, у таких детей, так сказать, неистинная анорексия при неблагоприятных факторах постепенно перерастает в истинную, невротическую, ведет к настоящей потере аппетита.
Анорексия – причины, поведение родителей
Анорексия развивается почти всегда как результат неправильного воспитания, однако ошибки, приведшие к ней, порой не так-то легко выявить и распознать - они частенько корнями уходят в младенческие годы. Ожоги при кормлении неостуженной пищей, раздражение твердыми комочками слизистой рта и глотки, например, при стоматите или ангине, противный запах от одежды матери и любые другие неприятные ощущения грудного ребенка во время приема пищи закрепляются и становятся тормозом для развитии аппетита в более позднем возрасте. Особенно это касается детей со слабым типом высшей нервной деятельности. В литературе описан случай, когда девочка, лизнув по ошибке разведенную в чашке известь, долгое время отказывалась от пищи, имеющей белый цвет. Когда же мать подкрашивала белую кашу, девочка с удовольствием ее съедала. Снижение аппетита наблюдается также во время прорезывания зубов или когда замедляется темп роста ребенка (после физиологического криза), и поэтому уменьшается потребность в "строительном материале". Теряет ребенок аппетит и при различных заболеваниях, резких переменах привычного образа жизни, например, при поступлении в ясли, в детский сад. В таких случаях не стоит сразу бить тревогу, лучше терпеливо выждать, пока снова все придет в норму.
Научиться не замечать плохой аппетит, не реагировать болезненно на то, что малыш демонстративно отодвигает от себя тарелку с супом, - вот непременное правило, которого советуем придерживаться.
Не хочет есть - спокойно и дружелюбно выпустите ребенка из-за стола и не кормите его до ужина. В конце концов здоровый инстинкт возьмет свое и есть захочется. Только не подкармливайте ребенка в промежутках, если даже он попросит, а ласково объясните, что есть полагается только в отведенные для этого часы. Но ужин в этот день начните раньше, чем обычно, нет смысла испытывать терпение проголодавшегося ребенка. Ведь цель воспитания, как пишет Б. Спок, состоит не в том, чтобы заставить ребенка есть, а в том, чтобы создать условия, в которых он сам захочет есть.
Родители одного нашего пациента рассказали, как бабушка, у которой ребенок отдыхал летом, легко и просто восстановила, казалось бы, совершенно пропавший аппетит.
Во время обеда, когда малыш уже хотел было по привычке отодвинуть тарелку с супом, она подсела к нему и доверительным тоном рассказала, что у нее в доме живет "кузявра", которая поедает все подряд - и суп, и пюре, и даже компот. "Надо быть: осторожным, - предупредила бабушка, - кузявра очень хитрая". Она подняла ложку с супом так, чтобы малыш мог до нее дотянуться, и начала оглядываться по сторонам: нет ли где "кузявры". Пока она оглядывалась, мальчик слизнул с ложки суп. Увидев пустую ложку, бабушка всплеснула руками: "Какая же я разиня, смотрела, смотрела, а все проглядела! "
Таким же образом "кузявра" съела и вторую ложку и всю тарелку, а потом и кашу и компот. Игра настолько захватила малыша, что он с нетерпением ждал ужина, чтобы вновь посостязаться с "кузяврой", которую в ожидании попытался изобразить на бумаге - "для успокоения бабушки". Впрочем, "кузявра" понадобилась ненадолго, со временем малыш, как говорится, вошел во вкус и стал есть уже и без ее "помощи".
Для поддержания аппетита бабушка эта создавала и другие игровые ситуации. Например, подходит время обеда, а мальчик играет в шофера, бегает по комнате с обручем-рулем, надсаживается "в-в-в-в-в". Бабушка не перебивает игру, включается в нее, говорит малышу: "У тебя бензин кончился, надо заправиться! Да и самому неплохо зайти в столовую, перекусить, как это делает настоящий шофер". И мальчик с аппетитом ест все, что подают, потому что он в этот момент не кто-нибудь, а шофер, взрослый человек, который торопится снова в рейс.
Мы привели этот пример не как рецепт на все случаи жизни. Дело в другом. Бабушка, о которой шла речь, сумела понять индивидуальность ребенка. Она не стыдила, не уговаривала, не "разыгрывала спектакли", не заставляла малыша, а, используя его творческую фантазию, создала игровую ситуацию, сделала процедуру приема пищи приятным и веселым занятием.
Попробуйте эти простые и безотказные приемы и вы. Подходит время обеда, а ребенок увлечен игрой. Стоит ли перебивать ее: прекрати немедленно и иди мыть руки. Не лучше ли подключиться к игре и объявить, к примеру, обеденный перерыв на стройке, или завтрак в самолете, или... Такой подход предупредит отрицательную реакцию малыша на обед, перебивший игру в "самом интересном месте".
И еще совет: очень полезно, если ребенок участвует в общесемейных обедах или ужинах, это создает; у него дополнительный интерес к еде. Правда, маленький член семьи ест значительно медленнее, чем все. Поэтому мы рекомендуем сажать ребенка за стол немного раньше, чтобы он успел съесть первое. Тогда ему не нужно будет торопиться, он закончит обед одновременно со всеми.
Иногда на аппетит ребенка благоприятно влияет смена обстановки. Отправьтесь с малышом в загородную прогулку, погуляйте, побегайте по лесу, искупайтесь в речке, и вы увидите, с каким аппетитом будет он уплетать обыкновенные бутерброды или картошку "в мундире", на которую он даже не посмотрел на обеденном столе.
Родители часто удивляются, что в яслях или детском саду их дети едят хорошо, а дома не заставишь. Дело в том, что там никто не стоит над душой и рядом так аппетитно едят другие.
Ребенок всегда нуждается в радости. Нельзя допускать, чтобы еда ассоциировалась у маленького человека с чем-то неприятным, противным, чтобы она превратилась в нудную и скучную обязанность. Смело доверяйте здоровому инстинкту, который заложен природой. При правильной тактике этот инстинкт в конце концов возобладает, и у ребенка восстановится нормальный аппетит.
Подростковая анорексия
Самый опасный вид анорексии - подростковая, так называемый "синдром отличниц". Это настолько опасное заболевание, что в Западной Европе каждый учитель досконально знает ее симптомы и умеет распознать болезнь, как бы хитро ее не скрывали. Кроме того, там считается, что это заболевание плохо влияет на учащихся и многие могут последовать примеру заболевшего. Поэтому в престижных школах, например, Англии больных анорексией сразу же отчисляют из школы. Эта болезнь считается заразой похуже чумы. От нее гибнет не меньше, чем от чахотки. Причем многие так и не знают названия своей болезни. Самый восприимчивый к ней возраст - тринадцать - восемнадцать лет. И такая "голодающая девочка вполне может увлечь своим примером своих подруг - ведь для девочек достаточно насмешки или критического слова. И эта болезнь может стать эпидемией.
А суть ее вот в чем. Болеют исключительно девочки, чаще всего отличницы, имеющие решительный характер и силу воли. В подростковом возрасте они очень болезненно реагируют на замечания по поводу своей внешности. Им очень хочется быть примером и во внешности, не только в школе. Все и начинается с того, что девочка с характером выбирает себе идеал: актрису, певицу или манекенщицу. И ставит перед собой цель: стать похожей на нее. И добивается этого с немыслимым упорством. При этом всеми силами скрывают голодовку. Отказывается от завтрака, объясняя тем, что опаздывает. Бутерброды из сумочки летят в мусорный ящик. Обед "съела в школе", или "я уже покушала". Для достоверности оставляются грязные тарелки. Естественно, обед ушел в унитаз. Девочки стремительно худеют. Родители водят их по врачам - и безрезультатно. У нас нет врачей, занимающихся анорексией - просто в голову никому не приходит, что человек может добровольно ничего не есть. Итак, первый симптом - отказ от еды (явный или скрытый). Если мать все-таки насильно запихнет дочке в рот еду, тут же следует рвота ("я ж тебе говорила, что наелась, ничего не влезает"). Второй симптом - любимым чтением становится "Книга о вкусной и здоровой пище", различные рецепты и поваренные книги. Девочки рассматривают картинки, читают рецепты. Очень любят готовить, буквально упиваются кулинарией, и закармливают всех подряд, причем сами не едят. "Ой, я пока готовила, нанюхалась и напробовалась, больше не могу", - их обычное объяснение.
Обожают они ходить по рынкам, магазинам. Тщательно и со вкусом выбирают продукты, нюхают их, ощупывают, покупают. Опять-таки не для себя.
Каждое утро они оглядывют и ощупывают свое тело. Девочки не замечают, как они похудели, им кажется, что они очень толстые. Если попросить их нарисовать себя, получается нечто огромное или круглое. А слова типа "Как ты похудела" и прочие звучат для них, как волшебная музыка.
Для этих девочек характерна повышенная физическая активность. Они бегают, прыгают, часами гуляют или занимаются спортом. Даже уроки делают стоя. Просыпаются очень рано, "чтобы поменьше лежать в постели". Настроение у них всегда отличное.
Период этот может быть долгим. Но потом начинаются обмороки. И постепенно ребенок умирает от истощения.
Добиться выздоровления на поздних стадиях практически невозможно - вероятность ничтожно мала. На ранних и средних - можно, если объединить усилия врачей и родителей. Особенно необходима помощь психотерапевта. Есть специальные лекарства, нужно соблюдать особый режим питания - шестиразовое кормление, а в перерывах необходим особый питательный коктейль. Самое сложное тут - добиться того, тобы пища была действительно съедена. Кроме того, нужно не вести разговоров о еде, выбросить всю одежду - узкие брюки, юбки и т. п. В противном случае возможен рецидив.
К сожалению, в нашей стране такой болезнью почти не занимаются, хотя гибнет от нее довольно много (естественно, с другими диагнозами). И в медицине эта болезнь давно известна под названием "нервная чахотка". Первый случай описал еще в 1689 году психиатр Ричард Мортон. Поэтому наши врачи о ней знают. Просто после эпохи повального дефицита продуктов невозможно поверить в то, что человек добровольно ничего не ест. Родители должны сами насторожиться и добиваться тщательного обследования детей, в том числе потребовать и помощи психотерапевта. |