Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексия). Более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.
Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка.
Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.
Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт возможность вообще избежать диагноза "дислексия".
Специфические трудности в умении читать (дислексия) включены в международную медицинскую классификацию: ICD-10, DSM-IV.
Предупредите дислексию
Как правило, для родителей диагноз "дислексия" звучит как гром среди ясного неба. Казалось бы, ничего не предвещало неприятностей: малыш рос умненьким, нормально развивался, давно уже умеет читать и считать - и вдруг такое ...
Взрослым следует знать
Современная психология рассматривает письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7-м году жизни ребёнка, в процессе осознанного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные (т.е. речевые), так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому расстройство письма носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
Это значит, что здоровый, нормально развивающийся ребёнок физиологически созревает и готов к обучению в возрасте 5-7 лет.
Определить предрасположенность ребёнка к дислексии можно в 5 лет.
В 5 лет выявляется предрасположенность ребёнка к дислексии и определяется комплекс мероприятий по профилактике дислексии.
Подробная психолого-педагогическая диагностика, длительное наблюдение за развитием ребёнка и правильный подход к процессу обучения позволяют вообще избежать диагноза "дислексия".
Источник: http://www.dyslexia.ru - информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков. |