|
| В РУБРИКЕ
|
|
|
|
|
| НОВОСТИ | 23 Апреля, 2009, 15:30
| 23 Апреля, 2009, 15:29
| 23 Апреля, 2009, 15:27
| 23 Апреля, 2009, 15:25
| 23 Апреля, 2009, 15:23
| 3 Апреля, 2009, 16:38
|
|
|
|
| РЕКЛАМА |
|
|
|
| | |
| Здоровье :: Детские болезниНемного о заикании | 7 Ноября, 2007, 19:41 | Проблема в ином.
Согласитесь, каждый взрослый стремится выражать свои мысли красиво и грамотно, и обычно у него это получается. Малыш, копируя мир взрослых, ощущает такую же естественную необходимость говорить правильно, красиво и свободно... Однако иногда (в силу ряда различных причин) у ребенка это не получается. Его не понимают, порой критикуют и даже наказывают за неумение хорошо говорить. Малыш расстраивается, переживает, замыкается в себе. Дальше — больше: “провалы” в устной речи мешают общению, а когда кроха идет в школу, зачастую и учебе, ведь даже зная, что нужно сказать, он не в силах дать преподавателю вразумительного ответа. Теперь ребенок начинает терять не только веру в себя, но и во взрослых. Получается, что малыш-заика живет в состоянии хронического стресса, он тяжело переживает свой недостаток, становится нелюдимым, робким, вспыльчивым, стесняется говорить при посторонних. Даже незначительные стрессовые ситуации вызывают и усиливают волнение, следовательно, ухудшают речь. Словом, ребенок попадает в замкнутый круг, и заикание становится проблемой не только речевой, но и психологической. Можно ли вырваться из этого порочного круга? “Можно! И нужно!” — утверждают специалисты.
Бывает, что даже у незаикающихся деток при сильном нервном напряжении (особенно в ответственные моменты) появляется скованность, которая мешает свободно и легко говорить. Но подобные речевые проколы нужно уметь отличать от заикания. В момент истинного заикания теряется четкость произношения, из-за ускоренного темпа речи смазываются согласные и гласные звуки, пропускаются отдельные слоги, слова. Заикание проявляется и в форме повторения отдельных слов или фраз, слогов, звуков (э-э, м-м) или неестественного их растягивания. Речь становится отрывистой, малопонятной, а ляпсусы, оговорки, промахи не всегда являются случайными — они могут составлять более 15% в общей речи малыша. По сути, заикание не что иное, как следствие судорог мышц в различных частях речевого аппарата (связок, горла и др.). Получается, что несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов, а сильное и длительное сокращение мышц вызывает задержку речи. И чаще всего заикание возникает у легко возбудимых, нервных деток в возрасте от двух до шести лет.
В отличие от девочек, у мальчиков заикание встречается гораздо чаще, ведь обычно они позже начинают говорить, более пугливы, возбудимы, их психика слабее. Да и со стрессами и психотравмами им справиться намного тяжелее, чем девочкам. Причин же заикания множество. Проблема с речью может появиться у крохи после того, как он переболел какой-либо инфекционной болезнью (корью, воспалением легких и т. п.). Иногда заикание передается по наследству от одного из родителей. Бывает, что у ребенка возникает заикание после сильного испуга (нападение животного или птицы, неожиданный громкий звук, домашний скандал и т. п.). Кроме того, причину заикания нужно искать в семейных конфликтах (конечно, если они есть) или неправильном воспитании (вседозволенность или, наоборот, слишком строгое воспитание, а также при неровном отношении родителей к малышу). Результат? Как спасительная реакция (одна “на выбор”) — нервная система и психика крохи может ответить и защитить себя... заиканием.
Как же родителям узнать, что надо “бить тревогу”?
Первое, что должно насторожить, это состояние мутизма - нежелание разговаривать.
Ребенок вдруг внезапно замолкает, не произносит ни слова (это может длиться от двух часов до двух суток), замкнут в себе... Когда же малыш вновь начинает говорить, его речь становится гораздо хуже, чем раньше. Здесь очень важно сразу же обратиться к специалисту, чтобы не допустить нежелательных последствий заикания. Кстати, в подобных “молчанках” родители могут найти взаимосвязь со стрессовой ситуацией, которую пережил маленький человечек.
Второй явный признак – нарушение речевого дыхания: у крохи появляются затруднения перед началом речи, он не может выговорить слово, прерывает предложения. Тогда вы все чаще и чаще будете замечать за крохой, что перед отдельными словами он употребляет лишние звуки, повторяет первые слоги или целые слова.
Частью общего комплекса, который поможет исправить речь малыша, являются упражнения на расслабление. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение (мышечное и эмоциональное), другим — сконцентрировать внимание и “погасить” возбуждение, словом, вызвать у крохи состояние спокойствия, во время которого он сможет говорить естественно и свободно. Поэтому так важно заикающемуся малышу дать почувствовать, что мышечное напряжение по его воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Кроха сможет почувствовать расслабление рук после того, как вначале с силой сожмет кулачки, а затем разожмет их. Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а релаксация — длительной! Теперь попросите ребенка сильно-сильно сжать кулачки и повторять за вами:
Мышечный тонус можно снять и совсем простыми действиями. Например, просто встряхнув расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды. Словом, дорогие родители, всегда помните, что мышечная релаксация и внутреннее спокойствие — необходимые условия для исправления речи. А когда кроха овладеет навыками расслабления, в момент приступа вы сможете помочь ему снять напряжение простыми добрыми словами: “Не напрягайся, расслабься!”
Очень важно убедить ребенка в том, что он в любой обстановке может говорить легко и непринужденно. В этом деле нам на помощь приходит игра. Она является для малыша средством эмоциональной релаксации, способствует созданию ситуаций, в которых он чувствует себя раскованно. А способность детей к перевоплощению в игре дает им возможность переносить (и закреплять!) новые навыки правильной речи в спонтанную речь, обрести раскованность при общении, избавиться от робости и, что очень важно, — отвлекают его внимание от речевого дефекта. Совершенствовать навык правильной речи необходимо в разных ситуациях, в которые кроха так или иначе попадает в своей реальной жизни. Модели же различных жизненных ситуаций лучше всего создавать во время сюжетно-ролевых игр. Но в отличие от спонтанных игр, например “Дочки-матери”, лучше предлагать игры, которые создают условия для естественного общения. Темой для таких игр могут стать “Магазин”, “Почта”, “Салон красоты”, “Детский садик”, для которых можно предварительно придумать сценарий. Не забывайте, активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Поэтому заикающимся малышам крайне необходима пальчиковая гимнастика. Хорошим помощником в этом деле станет домашний кукольный театр. Участвуя в таких спектаклях в качестве кукловода, кроха незаметно расслабляется, нервное напряжение уходит и создается непринужденная обстановка, побуждающая к речевому общению.
Плавный длительный выдох и четкая непринужденная артикуляция — основные критерии правильной речи. Однако у заикающихся малышей обычно нарушается не только четкость речи, но и речевое дыхание, когда объем выдыхаемого воздуха уменьшается и его не хватает на произнесение целой фразы (мы говорим на выдохе!). Поэтому не нужно давать крохе советы типа: “Следи за своей речью!” и т. п. Все они сродни советам утопающему плыть к берегу, поскольку, пытаясь следить за своей речью, кроха концентрирует внимание на недостатках произношения, а это лишь усугубляет дефект. Лучше постарайтесь научить ребенка правильно дышать. Обычно тренировка речевого дыхания, голоса и произношения проводится одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала длительный речевой выдох тренируется на отдельных звуках, затем — словах, а потом — на короткой фразе, например при чтении стихов. Пусть ребенок попробует подышать под вашим контролем: вдох — продолжительный (4-5 сек.), ненапряженный и легкий, бесшумный выдох.
• Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть (через рот) на “свечу”, произнося шепотом “ф-ф-ф”. Свечой служит указательный палец. • Мама поднимает ветку в руке и предлагает ребенку ее понюхать. Малыш, поднимаясь на носочки, делает несколько вдохов подряд (как “собачка нюхает воздух”), опускаясь — плавный выдох.
Общий щадящий режим состоит из ряда простых правил:
• занимаясь своими делами, общайтесь между собой и детьми негромко и спокойно, но четко, предъявляя посильные требования к малышу; • для заикающегося ребенка важно, чтобы он не перевозбуждался, поэтому днем желательно сократить до минимума все зрелищные мероприятия, а вечером не рекомендуется смотреть телевизор, играть в шумные игры; • строго соблюдайте распорядок дня (прогулка на свежем воздухе, дневной сон и речевые занятия); • во время прогулок следите, чтобы шустрый и подвижный малыш не играл в догонялки, так как соревновательные игры ему временно противопоказаны. Сейчас спортивные упражнения призваны помочь выработать ритмичное плавное дыхание — основного союзника в борьбе с заиканием. Поэтому лучше увлечь кроху художественной гимнастикой, плаваньем или танцами.
Как видите, дорогие папы и мамы, ничего сложного. Создание щадящего речевого режима даже не потребует от вас титанических усилий: главное, запомните — правильная речь взрослых является образцом для ребенка, поэтому старайтесь говорить простыми короткими фразами (сохраняя привычную интонацию). Особенно на начальном этапе исправления речи важно достаточно четко выдерживать паузы. Как это делать, проще всего показать малышу при чтении народных сказок и разучивании стихов; замедляйте слишком быстрый темп речи ребенка. Этого можно достичь, когда все взрослые говорят четко и неторопливо, ровно и спокойно. Иногда можно переходить на шепот, и, чтобы кроху это не раздражало, придумайте игровую ситуацию. Например, Карлсон простудился, потерял голос, так как съел много мороженого, поэтому не может говорить громко. Или взрослый на ушко, шепотом, передает крохе “секрет”; внимательно следите за своей реакцией на заикание крохи. Не раздражайтесь, не огорчайтесь и тем более не начинайте жалеть. Такая реакция взрослых может спровоцировать замкнутость или усугубить проблему с речью. Лучше всего разучить установку правильной речи и в моменты волнения ребенка проговаривать вместе с ним.
И последнее: не забывайте, всегда можно найти предлог, чтобы внушить малышу уверенность в собственных силах. И тогда ваш кроха без труда справится не только с заиканием, но даже с самыми трудными жизненными препятствиями! Источник:www.eurokid.com.ua |
Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас. Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств. Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.
|