На главнуюНа главную
Здоровье
Питание ребенка
Развитие ребенка
Служба 09
Воспитание
Будущей маме
Народная медицина


В РУБРИКЕ
Здоровье
Массаж для детей
Детские болезни
Психология
Первая помощь при неотложных случаях
Закаливание, плавание, гимнастика
Список детских медучреждений
Полезно знать
 ПОИСК
   
 НОВОСТИ
Прерывание беременности подобно теракту 23 Апреля, 2009, 15:30

Хотите шикарно выглядеть? Откажитесь от оральных контрацептивов 23 Апреля, 2009, 15:29

Кормление грудью защищает сердце мамы 23 Апреля, 2009, 15:27

Хромосомы влияют на репродуктивную функцию мужчины 23 Апреля, 2009, 15:25

Лекарства от эпилепсии у беременных влияют на интеллект детей 23 Апреля, 2009, 15:23

Возраст первого сексуального опыта передается по наследству 3 Апреля, 2009, 16:38

Лента новостей
Новости заголовками
 РЕКЛАМА

 СТАТИСТИКА



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100 Service Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Женский портал, женских каталог, все для женщин!

 НАША КНОПКА

BabyHelp - в помощь родителям!
Код кнопки
Наши партнеры
 
 
версия для печати

Здоровье :: Закаливание, плавание, гимнастика

Комплексный подход к закаливанию детей3 Марта, 2006, 08:39

Для правильного построения и точного выполнения режима дня необходимо знать морфофункциональные особенности и физиологические закономерности процесса роста и развития детского организма. Поэтому в своей работе мы уделяли большое внимание повышению квалификации воспитателей через семинары, консультации, на которых углубляли их знания об анатомо-физиологических особенностях детей, их нервной и кожно-мышечной системы, органов дыхания. Вопросы физического воспитания неоднократно обсуждались на педсоветах. В результате сложилась определенная система в проведении физкультурных занятий, прогулок. Педагоги серьезнее стали относиться к организации закаливания детей.

Тем не менее процент заболеваемости детей, особенно респираторными инфекциями, был довольно высоким. Поэтому нами был намечен комплекс мероприятий, обеспечивающих улучшение закаливания детского организма в течение всего года, а именно: четкая организация теплового и воздушного режима в помещении, соблюдение времени пребывания детей на воздухе, одежда в соответствии с погодными условиями и облегчение ее на прогулке по мере необходимости, совершенствование утренней гимнастики и занятий физической культурой, специальные закаливающие мероприятия в детском саду и обучение плаванию в городском бассейне. Все эти меры внедряли постепенно, опираясь на имеющийся положительный опыт, при систематическом повышении знаний воспитателей.

Мы стали больше внимания уделять детям в период их адаптации к детскому учреждению. Для начала вместе с медицинскими работниками изучили этот вопрос. Комплектование первой младшей группы проходит в июле—августе. В мае—июне мы приглашали родителей в детский сад для беседы. Рассказывали им о режиме дня, питании, требованиях к одежде, организации сна детей. Рекомендовали посмотреть, как проводятся прогулки летом, как дети бегают на участке босиком, в легкой одежде. Знакомили их с проведением специальных закаливающих мероприятий, игр, с условиями, которые созданы на участке и в помещении детского сада для всестороннего развития и воспитания детей.
Воспитатели в это же время посещали детей дома, знакомились с ними, рассказывали о детском саде, игрушках, вызывали у них интерес и желание играть с детьми. Одновременно узнавали некоторые особенности ребенка: как быстро он идет на сближение с новыми людьми, что любит, как реагирует на новую обстановку, и намечали определенный план действий. Дети, в свою очередь, привыкали к воспитателям.

Родители знакомились с требованиями, укладом жизни детского учреждения, понимали, что здоровье ребенка будут охранять и укреплять педагоги и медицинские работники, привыкали к мысли, что их ребенок будет заниматься в облегченной одежде на физкультурных занятиях. Все это создавало атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Родители охотно выполняли рекомендации по режиму, питанию детей. Особенно большое внимание мы уделяли периоду адаптации детей второго и третьего года жизни.

Результаты работы были очень показательными. Если до начала этой работы из вновь принятых детей в сентябре—ноябре переболели все, в том числе 4 человека — 2 раза и 5 человек — 3 раза, то на следующий год из того же количества вновь поступивших за эти же месяцы переболело 12 детей, из них только 6 человек — по 2 раза. На второй год из 22 детей за первые три месяца пребывания в детском саду переболели только 9 детей по одному разу.

Теперь сборы на прогулку зимой занимают 10— 12 мин в младших группах, 7—8 мин в старших. Воспитатели стали шире использовать прогулки для закаливания: в содержание их в летнее время включают воздушные и солнечные ванны, игры с водой, плавание, в зимнее время чаще проводят лыжные прогулки в облегченных костюмах, четко выполняя указания медицинских работников.

Физические упражнения на свежем воздухе являются важным фактором укрепления здоровья детей, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Поэтому летом и в теплые дни весной и осенью физкультурные занятия проводим на участке. Более тщательно стали работать воспитатели над качеством выполнения всех движений. Широко используются игры с элементами спортивных упражнении: баскетбол, волейбол, городки, бадминтон и др. Первое время летом дети занимались в чешках, теперь занимаются босиком, для чего спортивную площадку засеяли травой.

В зависимости от температуры воздуха меняется построение занятия, его содержание. В прохладную погоду стремимся на каждом занятии предусмотреть большую двигательную активность детей. Новые физические упражнения и игры, которые предполагалось изучить с детьми, заменяем знакомыми, а вместо игр с малой подвижностью включаем те, в которых бег чередуется с ходьбой и т. д. В соответствии с погодой изменяется одежда детей.

Летом сразу же после завтрака стараемся чаще увозить детей в лес (на транспорте). Есть у нас «наши полянки», где, предварительно проверив местность, разрешаем им побегать босиком, поиграть в игры, позагорать. Иногда увозим детей подальше и устраиваем небольшие переходы по пересеченной местности (подъем и спуск с небольших горок, перелезание через поваленные деревья и т. д.).

Зимой, а также в холодную погоду весной и осенью занятия проводим в хорошо проветренном зале, дети занимаются в спортивной одежде. Много работаем над повышением моторной плотности физкультурных занятий, помогаем воспитателям регулировать темп и дозировку при выполнении физических упражнений.
Зима на Урале суровая. Низкая температура воздуха, резкие и частые ветры создают крайне неблагоприятные условия для организации прогулок и физкультурных занятий на воздухе. Однако мы решили зимой одно занятие в неделю проводить на улице. Тщательно обсудили этот вопрос с медицинскими работниками, с воспитателями. Продумали варианты построения занятий при разной температуре воздуха, а соответственно и одежду детей.

На общем собрании рассказали родителям о наших замыслах, и они нас поддержали. Было решено проводить занятия на воздухе в лыжных костюмах при температуре не ниже —18°. Как мы строим эти занятия?

Структура занятий в целом традиционная, но при температуре ниже —10° несколько изменяем ее. Энергичную ходьбу чередуем с легким бегом, от упражнений в основных видах движений дети переходят к подвижным играм. При выполнении основных движений используем как фронтальный, так и групповой способ организации, заканчиваем занятие энергичной ходьбой. Длительность занятия — в соответствии с нормой.
В этих занятиях широко используем снежные постройки: валы-дорожки, лабиринты, дорожки для скольжения, вертикальные и горизонтальные цели для метания, дуги для подлезания и т. д., что повышает интерес детей к упражнениям.
С большим удовольствием дети участвуют в играх с элементами соревнования, в которых надо преодолеть препятствия, сделанные из снега (пройти по валу, подлезть под дугу, попасть в цель, выйти из лабиринта и т. д.). Особой любовью пользуются игры в хоккей, снежки, катание со снежных горок с дополнительными заданиями.

В конце занятия дети выполняют несколько упражнений на восстановление дыхания и уходят в помещение, чтобы надеть пальто. Затем выходят на прогулку. Перед физкультурным занятием на улице зимой медсестра проверяет одежду детей, во время занятия контролирует их дыхание, проверяет, как нагрузка влияет на организм ребенка.

Когда устанавливается снежный покров и можно проложить лыжню, мы организуем специальные занятия по обучению ходьбе на лыжах. Вначале дети учатся закреплять лыжи, затем передвигаться на лыжах без палок, после чего постепенно осваивают скольжение. Впереди всегда идет воспитатель, не упуская детей из поля зрения. Если кто-то не решается продвигаться вперед или падает, он приходит на помощь.

При появлении хорошего навыка ходьбы на лыжах организуем лыжные прогулки по лесу. (В лес и обратно возим детей транспортом.) На лесной лыжне двигаемся вначале медленно, затем темп увеличиваем. Первую остановку для небольшого отдыха делаем через 4—5 мин. Во время отдыха (останавливаемся 2—3 раза) предлагаем детям расслабиться, встать кому как удобно, не снимая лыж. Отдых, особенно второй, используем для наблюдений: любуемся красотой зимнего леса, загадываем загадки, иногда наблюдаем за белками и дятлами. При хорошем снежном покрове разрешаем детям снять лыжи, побегать по снежным дорожкам, послушать, как шумит лес.

Длительность зимних прогулок регулируем в зависимости от температуры воздуха и силы ветра.

После лыжных прогулок у детей всегда много рассказов, воспоминаний, они с нетерпением ждут очередной лыжной прогулки.

Систематическое проведение специальных закаливающих процедур начали с проведения воздушных и солнечных ванн в летний период. В комплекс упражнений во время воздушных ванн включали знакомые детям движения, подвижные игры, корригирующие упражнения. После сна дети всех возрастных групп в трусиках, босиком выбегали на участок, а затем выполняли разные виды ходьбы (на носках, пятках, на внешней стороне стопы и т. д.). После ходьбы проводилась подвижная игра (повторяли 4—5 раз), а затем малоподвижная или упражнения на восстановление дыхания. Иногда подвижные игры и упражнения заменяли играми с элементами спортивных упражнений. Заканчивали воздушные ванны спокойной ходьбой.

Зимой воздушные ванны проводили в зале. Зал хорошо проветривали, доводя температуру воздуха до + 18°С. Дети занимались в спортивной форме. Продолжительность воздушных ванн в первые месяцы была не более 5—7 мин, постепенно время воздушной ванны увеличили до 15 мин. При выполнении физических упражнений широко использовали мячи, обручи, гимнастические палки и др. По рекомендации медицинских работников облегчалась одежда во время воздушных ванн, снижалась температура воздуха в зале.

Контрастное закаливание водой — физиологически обоснованный метод воспитания устойчивости организма к резким изменениям температуры воздуха. Применять его разрешается детям с полутора лет в любое время года. Оно удобно тем, что его можно проводить с детьми всей группы и сразу подключать тех, кто пришел в детский сад в середине года. Однако при проведении этого вида закаливания необходим строгий учет индивидуальных особенностей детей. Для проведения процедур обливания ног (местного) мы делили детей на две группы: здоровых и ослабленных. Детей первой группы обливали теплой водой +38°С, затем прохладной + 18, чередуя обливание дважды. При обливании детей ослабленной группы использовали воду температурой + 38, 28, 38°С, т. е. заканчивали процедуру теплым обливанием. На каждого ребенка использовалось 1,5—2 л воды.

Как мы организовывали проведение этой процедуры? В группе ставили три бачка с водой разных температур: + 38, 28, 18°С. Сначала обливали ноги ослабленным детям, затем остальным. После обливания ноги хорошо растирали до покраснения кожи (начинали со стопы, затем переходили на голень). В младших группах при обливании большую помощь оказывала медсестра. Этот вид закаливания особенно строго контролировался медицинскими работниками. Без их разрешения процедура не проводилась. Постепенно воспитатели, няни и сами дети научились строго выполнять все требования по проведению контрастного обливания ног. Через некоторое время оно стало для детей привычной процедурой.

В нашем городе сооружен прекрасный бассейн, где проводятся союзные и республиканские соревнования по водному спорту. В нем имеются также малые ванны и «лягушатники» для детей дошкольного возраста. Уже несколько лет наши дети два раза в неделю посещают плавательный бассейн. Обучают их плаванию тренеры плавательного бассейна, которые предварительно хорошо овладели доступной и интересной для малышей методикой.

Выезд детей в бассейн тщательно продуман. В 15 ч 30 мин к детскому саду подается автобус (дорога в одну сторону занимает 10 мин). На плавание детей сопровождают воспитатель и няня. Вся поездка занимает не больше полутора часов.

По мере приобретения навыков плавания продолжительность купания увеличили с 8—10 до 30 мин. Постепенно, с учетом навыков, переводили детей из детских ванн в бассейн для взрослых. Дети очень гордились этим, рассказывали родителям, как они учатся плавать, нырять, кого похвалили и т. д.

Вся оздоровительная работа с нашими воспитанниками, начиная от обеспечения воздушного режима в помещении детского сада, проходила под руководством и строгим контролем медицинских работников, в тесном содружестве с городским врачебно-физкультурным диспансером и работниками плавательного бассейна. Методисты физдиспансера и плавательного бассейна организовали для воспитателей несколько семинаров по методике проведения всех закаливающих мероприятий.

Медицинские работники детского сада тщательно контролировали состояние здоровья детей. Углубленные профилактические осмотры проводили два раза в год. С ослабленными детьми организовали специальную лечебную работу. Систематически контролировали проведение всех видов закаливания. Большая саннтарно-просветительная работа велась и среди родителей. Почти ни одного собрания не проходило без участия медицинских работников. Они проводили беседы с родителями, сообщали о состоянии здоровья детей, доводили до их сведения результаты антропометрических измерений, проводили индивидуальные консультации.

Были организованы выставки, оформлены стенды, папки-передвижки, где освещались вопросы охраны здоровья детей, разъяснялось значение соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни, организации рационального питания детей, особенно в весеннее время года, когда организм детей ослаблен.
Родителей приглашали понаблюдать, как организуются и проводятся воздушные ванны и контрастное обливание, занятия физической культурой в помещении и на воздухе и т. д., давали им рекомендации по проведению этой работы дома.
Не всегда родители охотно соглашались с тем, что мы предлагали. Приходилось их убеждать, доказывать полезность всех мероприятий. Установлению тесных контактов с родителями в работе по укреплению здоровья детей способствовала работа университета здоровья, а также проведение конференций.

Используя весь комплекс закаливающих мероприятий, мы успешно повели работу по снижению заболеваемости детей и добились определенных положительных результатов. За пять лет работы нам удалось снизить случаи заболеваний ОРЗ с 240 до 106, совершенно снять заболевания пневмонией.

Источник: сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982. "Biografia.Ru"; автор: В. Д. Ружина, заведующая яслями-садом № 310, г. Челябинск


Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.



Хостинг и сопровождение сайта:  NEWSITE.COM.UA 
Все права защищены © 2003 - 2005 "BABYHELP". Реклама на сайте. Эл. почта: info@babyhelp.kiev.ua