Формирование здоровых привычек базируется на сознательном самовоспитании учащимися полезных для здоровья стереотипов. Здоровье несовместимо с вредными привычками, разрушающими его, поэтому отказ от них – один из обязательных элементов здорового стиля жизни. К вредным привычкам относятся прежде всего, различного рода наркоманические пристрастия: наркомания, табакокурение, злоупотребление алкоголем, кофе («кофемания»), черным чаем («чаемания»), переедание («пищемания»), половые излишества («сексомания») и прочие виды поведения человека, в основе которых лежит состояние зависимости, т.е. привычка.
Физиологическим проявлением наркомании является перераздражение центра удовольствия ретикулярной формации – подкорковой нервной структуры, которая выходит из-под контроля коры головного мозга и становится доминантой, или господствующим центром, подчиняющим себе высшие нервные центры, а с ними и высшую нервную деятельность. Воля, сознание, поведение, память – все, что отличает человека от животных, становится вторичным, зависимым от того наркотического средства, которое вызвало удовольствие. В этом смысле наркотик или алкоголь, рок-музыка или секс, кофе или сладости, снотворное или успокаивающее средство стоят на одной линии. Кроме того, они отрицательно воздействуют на функции коры головного мозга, правда, в разной степени. Отсюда вывод; эффект удовольствия, независимо от источника, становясь привычкой, грозит утратой здоровья – его следует сдерживать, контролировать.
Наркомания
С давних времен человечеству известны вещества растительного происхождения, обладающие одурманивающим действием. Это наркотические вещества, или наркотики. С развитием химии в XIX-XX вв. были получены искусственные наркотики – лекарственные средства сильного обезболивающего действия. Они способны привести к психическому заболеванию, которое называется «наркомания».
Наряду с наркотиками, состояние одурманивания способны вызвать и другие лекарственные препараты, а также средства бытовой и промышленной химии. Такие вещества называются токсикантами, а заболевание, которое они вызывают, токсикоманией. В своем развитии наркомания и токсикомания проходят следующие стадии:
- Состояние эйфории – удовольствие, комфорт, неадекватные данной ситуации;
- Психическая зависимость – психический дискомфорт при отсутствии наркотика или токсиканта: состояние, когда все помыслы и поступки противоречат прежним жизненным целям, здравому смыслу, морали, этикету и полностью подчинены болезненной потребности в наркотике;
- Физическая зависимость или синдром отмены (наркоманы называют его «ломка»), - тяжелое состояние, которое проявляется «ломающими» болями, судорогами во всем теле, рвотой, поносом, потерей сознания. Нередко развивается острое психическое расстройство – бред преследования.
Виды наркомании:
- опийная (морфинная) – при употреблении опия, морфия и других препаратов мака;
- гашишная - при употреблении препаратов из конопли (гашиш, анаша, марихуана);
- эфедриновая – при употреблении самодельно обработанного эфедрина;
- барбитуровая – после приема снотворных;
- кокаиновая – при употреблении кокаина;
- после приема средств, возбуждающих нервную систему.
Виды токсикомании:
- при злоупотреблении успокаивающими средствами (транквилизаторами);
- при вдыхании средств бытовой и промышленной химии;
- вследствие приема некоторых лекарств, действующих на центральную нервную систему, антиаллергических и антигистаминных средств.
Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в районах, где произрастали растения, содержащие наркотические средства. Это так называемые очаги или зоны первичного наркотизма: Азия (опийный мак, конопля), Южная Америка (растение кока, из которого добывают кокаин), Африка (растение кат, близкое к кока).
Табококурение
Курение табака и других табачных изделий – самая распространенная вредная привычка наркотического типа. Она обычно сочетается с употреблением алкоголя и может стать начальной стадией пристрастия к наркотикам.
Стадии табакокурения:
- Начальная, с эффектом эйфории, ложного ощущения повышения тонуса и работоспособности;
- Повреждение различных органов и тканей: бронхит, рак губы, языка, гортани, трахеи; повреждение сосудов нижних конечностей; С-гиповитаминоз (раздражительность, быстрая утомляемость, нарушение сна, частые простудные заболевания); нарушение полового развития детей и подростков, половых функций у взрослых. Практически нет таких органов и тканей в организме, которые бы не повреждались при курении. Следует учесть, что пассивное курение, т.е. нахождение рядом с курильщиком, еще более вредно, чем само курение;
- Наркоманическая – привыкание к табаку, развитие токсикомании.
Нередко дети и подростки хотят казаться взрослыми и вследствие этого приобщаются к курению, не задумываясь о последствиях.
Половое воспитание и профилактика венерических заболеваний
Половое воспитание – наиболее сложная проблема педагогики – требует не только медицинской квалификации, но и высокой внутренней культуры педагога и особых методических приемов, поскольку она предполагает воздействие на самую сокровенную, интимную сферу жизни человека.
Составным элементом полового воспитания является противовенерическая пропаганда. Ее чрезвычайная важность объясняется в первую очередь тем, что в республике в 90-х гг. наблюдается эпидемический рост венерических болезней, которые способствуют распространению СПИДа. Нарушение целостности слизистых оболочек человеческого тела при венерических болезнях создает входные ворота для вируса иммунодефицита человека и значительно повышает риск заражения этой инфекцией при сексуальных контактах.
Основная нагрузка по притивовенерической пропаганде среди молодежи ложится на педагогов учебных заведений. Во-первых, врачи, которых традиционно приглашают читать лекции для молодежи, обычно не знают осведомленности аудитории по сути вопроса, не могут быстро определить нужную степень «откровенности» разговора, а главное – зачастую не обладают педагогическими способностями. Поэтому именно преподаватели должны начинать противовенерическую пропаганду среди младших школьников. Врачи должны дополнять и углублять знания подростков. Такая преемственность позволит активно формировать стереотип полового поведения молодежи.
Термин «венерические болезни», используемый в разговорной речи, медицинской и научной литературе для обозначения болезней, которые передаются главным образом при сексуальных контактах, стал узок для этой группы заболеваний. Их чаще называют болезнями, передаваемыми половым путем. А венерическими они были названы по имени Венеры – мифологической богини любви. Но ничего общего ни с любовью, ни с красотой они не имеют, а, скорее, связаны с отсутствием всяких представлений о любви и красоте.
Согласно международной классификации, насчитывается более 20 заболеваний, передаваемых половым путем. В данную группу помимо классических венерических болезней – сифилиса и гонореи, включены трихомониаз, урогенитальный хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз, гарднереллез, генитальный герпес, ВИЧ-инфекция, урогенитальный кандидоз, гепатит «В», а также педикулез, чесотка и др. Рост этих заболеваний, в частности хламидиоза, герпеса, микоплазмоза, во всем мире даже превосходит рост венерических инфекций первого поколения.
Венерические заболевания наносят значительный материальный ущерб государству. Экономические расчеты показывают, что расходы только на лечение одного больного сифилисом составляют 120-180 долларов США. Кроме того, профилактическому лечению подвергаются совместно проживающие с больным члены семьи. Затраты на лечение одного больного гонореей составляют 35-40 долларов.
Венерические болезни носят инфекционный характер, т.е. вызываются определенным микробом, который тем либо другим путем попадая в организм, вызывает заболевание. Они не оставляют у переболевшего человека выраженного иммунитета (невосприимчивости). Поэтому во врачебной практике нередко встречаются случаи повторных заболеваний сифилисом, гонореей и другими болезными этой группы.
Гигиена
Гигиена, в частности гигиена детей и подростков, - медицинская наука, изучающая влияние природных и социальных факторов на растущий организм и разрабатывающая на этой основе гигиенические нормативы и требования, оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья. Выделяют гигиены воздушной среды, освещения, двигательного режима, режима обучения. Еще одной составной частью гигиенической науки является гигиена питания: суточный набор продуктов и их распределение в течении дня, особенности питания в зависимости от возраста, типичные ошибки в питании школьников и т.д. |