Многие родители не знают, что записывать своего ребенка в 1-й класс нужно не летом, а уже в конце марта - на весенние каникулы. Все сильные школы Москвы именно в эту неделю проводят свои собеседования.
Как правильно оценить возможности своего ребенка, и не столько интеллектуальные, сколько психологические и физические? Как определить, подходит ли ему именно эта школа, а главное - этот учитель? Об этом - наша страничка.
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО: "Здоровье - это главное, что определяет и успех, и трудности в обучении"
Марьяна Безруких: Родители должны понимать, что они выбирают школу не для себя, а для ребенка. Поэтому им стоит понаблюдать за ним, чтобы понять, умеет ли он работать с чужими взрослыми, чувствует ли себя комфортно в незнакомой ситуации, способен ли сконцентрироваться на какой-то деятельности.
Почему это важно при выборе школы? Если ребенок, выросший в домашней обстановке, идет в обычную школу, где большой класс и где учителю сложно учесть его индивидуальные особенности, то ситуация может оказаться для него непосильной с первых же дней. Такому ребенку больше подходит маленький класс, учитель, готовый работать с ним индивидуально...
известия: Некий идеальный учитель, которого не бывает в жизни.
Безруких: Почти не бывает. Поэтому домашних детей часто отдают в частные школы. Там родители хотя бы могут что-то потребовать. А в обычной школе учитель скажет: знаете, у меня в классе 30 учеников, и я не могу уделить отдельное внимание вашему сложному ребенку.
Кроме того, нужно понять, может ли ребенок сконцентрироваться на каком-то не очень интересном для него виде деятельности. Может ли он, например, сложить мозаику по картинке и сделать это по плану, не отвлекаясь; довести работу до конца и не дергать при этом родителей. Ребенок, который не может сосредоточиться хотя бы на 2-3 минуты, к школе не готов. Он может быть готов к обучению, но не готов к требованиям школы, где в классе будет 25 учеников.
И еще: многие считают, что ребенок до школы должен уметь считать и писать. Это неправильно. Гораздо важней, чтобы он имел не механический запас знаний, а умел рассуждать, анализировать, выделять главное, задавать вопросы и отвечать на них.
известия: А как это связано с выбором школы?
Безруких: Часто родители считают, что ребенок хорошо подготовлен к школе и можно отдать его в гимназию, где два иностранных языка с первого класса и много дополнительных предметов. Но если ребенок не умеет работать в коллективе, если у него не сформированы механизмы организации деятельности, то сколько бы он ни знал и умел, ему трудно будет организовать себя в течение четырех уроков.
Кстати, при выборе школы с углубленным изучением иностранного языка родители должны обратить внимание, насколько у малыша сформирована родная речь. Если у ребенка недостаточно хорошее произношение, небольшой словарный запас и грамматически он не всегда верно строит предложение, не умеет составить рассказ по простой картинке, то, скорее всего, это не позволит ему учиться в языковой школе.
Стоит обратить внимание на здоровье. Это главное, что определяет успех и трудности в обучении. Часто болеющий ребенок или ребенок с хроническими заболеваниями быстро утомляется. И в гимназии или в школе с углубленным изучением иностранного языка он будет быстро уставать. И как следствие - все, что он не сделает на уроке, ему придется делать дома. Эта школа не для него.
И еще очень важно: я советую прежде всего выбрать учительницу. Родители должны понять, какой учитель будет у их ребенка, и хотя бы раз встретиться с ним. Это особенно важно для медлительных детей. Если у учителя быстрая речь, резкие движения, быстрый темп деятельности, то скорее всего он ребенку не подходит. Он будет раздражать учителя, а ребенок будет чувствовать себя неудачником. Уже в первом полугодии у таких детей нарушается физическое и психическое здоровье. Ребенок не может жить в состоянии постоянного цейтнота. Гиперактивным детям тоже подойдет спокойный, уравновешенный и терпеливый учитель.
8 советов родителям будущих первоклассников
- Самое главное - поговорить с учительницей. Она должна стать "второй мамой", создать комфортную для учебы среду.
- Поговорить с родителями, поджидающими детей около школы, что они думают об этом учебном заведении; расспросить и самих детей.
- Школа должна быть рядом с домом.
- Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите.
- Новое школьное здание необязательно означает хорошую школу.
- Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учительницу. Она должна быть спокойной и уравновешенной.
- Домашнего ребенка, который не привык работать в коллективе, лучше отдавать в частную школу, где маленькие классы и учитель сможет уделить ему особое внимание.
- Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: процесс приготовления уроков превратится в каторгу.
Михаил Шнейдер, директор московской гимназии N 45: "Учитель должен быть "второй мамой"
известия: Многие считают, что ребенка нужно сразу отдавать в сильную школу, чтобы он потом плавно переходил в специализированные старшие классы.
Михаил Шнейдер: Мне кажется, что это неправильно. Другое дело, если школа находится рядом с домом и не из чего больше выбирать. Нужно посмотреть, насколько перегружен учебный план такой школы. Поинтересоваться, не слишком ли сложны домашние задания (на их приготовление не должно уходить больше получаса). А элитные школы часто устраивают детям учебу до 11 вечера уже в 1-м классе...
В целом начальная школа сегодня в кризисе. С одной стороны, были такие замечательные люди, как Давыдов и Эльконин, придумавшие систему развивающего обучения. С другой стороны, большинство начальных школ сегодня - это примитивная выдача дидактических единиц. И потом, когда дети переходят в хорошую школу в 5-й класс, у них возникает много проблем. Их, например, научили в начальной школе быстро читать, а нужно читать медленно, вдумываясь в текст.
Но сегодня существует мало хороших "началок". Например, в одном здании с лингвистической гимназией N 1513 на Новинском бульваре находится прекрасная прогимназия N 1755. В ней специальная программа, где учат чтению текстов. Если в начальной школе ребенка не научили учиться, позже это сделать значительно сложнее.
Выбирая школу, стоит поинтересоваться, что представляет собой учитель, набирающий класс. В идеале это должна быть "вторая мама", которая создаст комфортную среду. В сущности школа - это система педагогической поддержки. Для правильного выбора школы нужно "сходить" и на ее сайт в интернете: посмотреть, насколько прозрачно в нем отражается жизнь школы, внеурочные дела. Часто родители "клюют" на новое здание, но нужно посмотреть, что скрывается за его стенами.
известия: Есть точка зрения, что школа должна быть рядом с домом, чтобы ребенок не уставал от дороги.
Шнейдер: В этом есть логика. Но если выбирать между плохой школой рядом с домом и хорошей - за два квартала, то лучше идти во вторую.
Родителям важен преподаватель, а не статус школы
На вопрос "Чем вы руководствуетесь при выборе школы для ребенка?" 10 из 15 опрошенных мам ответили, что предъявляют два основных требования к школе - наличие профессионального и понимающего детей педагога и близость к дому
Мама Вера: Школа должна быть как можно ближе к дому, чтобы недалеко было портфель таскать. Классу к восьмому ребенок уже определится, кто он - технарь или гуманитарий. Тогда и будет нужен лицей или гимназия по профилю.
Мама Авария: Если есть материальная возможность, выбирайте частную школу. Основные ее плюсы: небольшое количество учеников в классе, индивидуальный подход к каждому ребенку, масса интересного внеурочного.
Мама Наталья: У меня был выбор между двумя престижными гимназиями и школой, которая находится рядом с домом, обычной, но с хорошими отзывами.Я сходила в эти гимназии и решила, что мой ребенок там учиться не будет: во-первых, они далеко от дома, во-вторых, послушала разговоры учеников, и жутко стало, так как все они были про деньги, про то, что кому купили и т.д. В обычной школе не оказалось евроремонта, но какие там были счастливые дети!
Источник: "Учеба.ру"; опрос подготовила Екатерина Патрина, Наталья Иванова-Гладильщикова, Известия науки. |