Начало нового учебного года побуждает к раздумьям о судьбе наших детей, снова возвращающихся в школу или впервые переступающих ее порог. Так хочется, чтобы в школьные годы у каждого из них была возможность не только готовиться к взрослой жизни, но и полноценно развиваться в гармонии с миром и самим собой. Древние китайцы выработали философское учение, базирующееся на убеждении, что в мире должно господствовать равновесие и гармония (фен-шуй). Любой отход от этого фундаментального принципа мироустройства, любое излишество — как силы, так и слабости — вызывает дисгармонию, которая обрекает на неудачу все наши начинания. К сожалению, приходится констатировать, что школьный мир в его нынешнем виде чрезвычайно далек и от гармонизации процесса сеяния «умного, доброго, вечного», и от главных основ современного менеджмента образования.
Архаическое управление образованием является едва ли не главной причиной нашего отставания в образовательной сфере от передовых европейских стран, где именно обновленные системы управления образованием— как результат осуществления поэтапного перехода от излишнего внешнего управления к школобазированному менеджменту и лидерству — стали безусловным конкурентным преимуществом в необъявленном соревновании за построение лучшей системы школьного образования нового тысячелетия.
«На коротком поводке и на голодном пайке»
Именно по такому принципу до сих пор осуществляется внешнее управление школами, цель которого — добиться их максимально возможного послушания. Конечно, в условиях существования школы как излишне управляемой организации всегда есть основания для того, чтобы «указать на недостатки» в работе. Самый старательный директор, даже если он трудоголик, не в состоянии качественно выполнить все возложенные на него обязанности в условиях нынешнего функционального излишества. В условиях доведенного до абсурда информационного излишества он никак не успеет «своевременно» предоставить вверх все бумаги. Поэтому его отношения с управлением образования могут строиться только на принципе взаимной амнистии. Директору школы «прощают» отдельные «недоработки», а он в свою очередь «прощает» работникам управления образования недостаток стратегического видения перспектив развития локальной образовательной системы, невыполнение функций сервисного центра для школ и тому подобное.
Такая ситуация является следствием того, что еще с советских времен школьному образованию Украины присущи излишество функций государственного управления, информационное излишество, функциональное, структурное и т.п.
К сожалению, приходится констатировать, что, вопреки общеобразовательным тенденциям развития образования, в Украине все виды излишеств, за исключением разве что ресурсной, за последнее десятилетие заметно усилились. Что же касается ресурсной, то в ряде случаев оно тоже присутствует: в частности, наших западноевропейских коллег удивляет имеющееся у нас соотношение количества учителей к количеству учеников.
Притчей во языцех давно уже стала курикулярное (содержательное) излишество, прежде всего перегруженность школьных программ и перенасыщенность разнообразными «мероприятиями» внеурочной и внеклассной работы школы. Нет потребности доказывать, что перегруженное образование отнюдь не может быть качественным. Как не является благом для человека употребление калорий сверх меры, так не ведет к добру и избыток «втиснутых» знаний. Такое образование наносит серьезный вред физическому и психическому здоровью детей, заставляет педагогов прибегать к способам принуждения, невольных или сознательных фальсификаций показателей академической успеваемости и т.п.
Питер Друкер высказал мнение, что Фредерик Винслоу Тейлор сделал для становления современного общества больше, чем Фрейд, Маркс и Ницше вместе взятые, поскольку именно он впервые создал действенный механизм экономии труда. Развитое зажиточное общество появляется там и тогда, где и когда научились продуктивно использовать труд его членов. Экономия труда в образовании тоже является главной предпосылкой его успешного развития. Поэтому едва ли не главнейшей задачей реформирования образования в Украине является поиск эффективной модели осуществления управленческого влияния, направленной на построение механизма экономии труда наших просвещенцев. Модели, которая бы сделала невозможной или по крайней мере минимизировала сизифов труд как самих управленцев, так и педагогов.
Для этого прежде всего должны понять: эффективное управление предусматривает минимизацию влияния. Излишества в применении любых методов управленческого влияния не только экономически не выгодны, но и в конце концов ведут к их обесцениванию и приводить к другим негативным организационным и психологическим последствиям (демотивация работы педагогического персонала, перегрузка менеджеров образования среднего и низового звена и прочее).
Ярким примером доведенного до абсурда излишества функций государственного управления образованием являются ежегодные приказы МОН «О подготовке и организованном начале... учебного года» и их «клоны» на областном, городском, районном, школьном уровнях.
Нынешним приказом №349 от 21.04.2008 года и «мониторинговую группу» создали, и план мероприятий из восьми пунктов одобрили, и закрепили «за местными органами управления образованием руководителей структурных подразделений министерства», и для местных управлений образования расписали детальные «указания» с до боли знакомыми фразами наподобие «принять меры», «продолжить работу относительно...», «обеспечить неуклонное выполнение», «рассмотреть состояние подготовки»... Не было бы этого документа, никто бы на местах и не подумал, что надо «осуществить замену и утепление окон и дверей» (пункт 6.4.2) или «организованно провести августовские конференции педагогических работников» (пункт 6.6). Никто из руководителей школ и не догадался бы «до 31 августа провести набор учеников в 1-е—10-е классы...» (пункт 6.8) и тем более не позаботился бы о «торжественном проведении Дня знаний 1 сентября 2008 г.» (пункт 6.14)...
Не стоит искать в настоящем приказе хоть какую-то свежую идею или предложение внести изменения в обычный ритм школьной жизни. Это приказ ради приказа — один из образцов загрязнения информационных каналов. Пользы от такого приказа — ноль, а вред ощутимый, поскольку открывает очередную бумажную лавину. Рядовой директор школы, как всегда, будет должен не только позаботиться о том, чтобы, например, собственными усилиями «осуществить замену и утепление окон и дверей», но и подготовить несколько отчетов и побывать на нескольких совещаниях, которые проведут «в выполнение» министерского приказа. Интересно было бы подсчитать, сколько тонн бумаги и сколько часов труда педагогов, менеджеров образования можно было бы сэкономить, если бы не было этого приказа...
Такой уровень управленческой культуры людей, которые находятся «возле руля» отечественной системы школьного образования, приводит к парадоксальной ситуации. С одной стороны, школа является ярким образцом чрезмерно управляемой организации, скованной по рукам и ногам жестко централизованным внешним управлением. А с другой — наша система школьного образования, как и вся страна, «слабоуправляемая». Очевидно, что это и является одним из признаков глубокого кризиса явным образом устаревшей модели управления школами, а последствие — стихийная деградация украинского школьного образования, усиление его отставания от европейских аналогов.
Учитывая это, сегодня крайне важно найти адекватный ответ на вопрос: «Как руководить школьным образованием, не управляя им?»
По-моему мнению, хорошей школой нельзя и не надо руководить, она сама знает, что делать, а следовательно, должен в конце концов состояться переход от внешнего управления школами к школобазированному менеджменту и лидерству.
«И чтобы был процесс! »
«Телеграфный столб никогда не поймет принцип действия телеграфа» — это была коронная фраза преподавателя философии, который в мои студенческие годы вел семинарские занятия на историческом факультете Кировоградского педагогического института. Он требовал от нас не столько знания фактологического материала, сколько умения раскрыть на его основе те или иные процессы. С того времени я на всю жизнь понял важность отслеживания именно процессов...
Школьному образованию крайне нужен переход на процессную ориентацию с тем, чтобы руководители на всех уровнях иерархии управления научились руководить не людьми, а процессами. Только так можно достичь саморегулированности образовательной системы, овладеть современными методами навигации в бурной образовательной реальности. Конечно, для того, чтобы «был процесс», необходимо перейти от доминирующего сегодня функционального или проектного мышления (у наиболее продвинутых руководителей) до процессного.
Представление об организации как о наборе (общей сумме) взаимосвязанных процессов, а об управлении ее деятельностью как об управлении процессами утвердилось на Западе еще в конце 80-х годов прошлого века. Эту идею взяли на вооружение лучшие компании мира, на практике доказавшие эффективность ее реализации в сфере бизнеса. Сейчас способность к эффективному «управлению процессами» является главным критерием для определения победителей самых престижных наград в сфере управления бизнесом. Очень быстро этот подход распространился и на сферу образования.
Если перефразировать известное мнение М.Хаммера и Д.Чампи о том, что «Не товары, а процессы их создания приносят компаниям длительный успех», то относительно образования она могла бы звучать так: «Не победители предметных олимпиад, а процессы их подготовки приносят школам длительный успех». При доминирующем теперь функциональном подходе главным потребителем результатов труда учителя является завуч, завуча — директор, директора — начальник управления образования... То есть вся система школьного образования работает по принципу «начальник для начальника» (определение принадлежит директору Одесской школы №10 Владимиру Шелакину). Реализация этого принципа на практике приводит к тому, что каждый — сознательно или подсознательно — стремится угодить прежде всего своему непосредственному начальнику (своевременно сдать отчет, обеспечить участие детей в каких-то спущенных сверху «мероприятиях» и тому подобное), а не наладить сотрудничество с коллегами ради того, чтобы вместе как можно более эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс.
Процессный подход предусматривает развитие лидерства и активное привлечение педагогов ко всем аспектам деятельности школы. В условиях процессно-ориентированного управления человек, который непосредственно втягивается в процесс, непринужденно подчиняется его закономерностям и логике. Он «подотчетен» не конкретному человеку «там, наверху» (со всеми его плюсами и минусами, слабостями и прихотями), а ПРОЦЕССУ, осуществляемому равноотдаленными участниками.
Современный взгляд на работу образовательного менеджера состоит в признании того, что управление школьным образованием должно фокусироваться на процессах. Люди, стоящие около руля школьного образования, должны научиться описывать и моделировать существующие процессы для того, чтобы глубже понять их назначение и осуществлять их оптимизацию. Конечно, кроме овладения методологией процессно-ориентированного управления, нужно предоставить менеджеру образования любого уровня возможность для реализации процессного мышления. Только в этих условиях могут появиться и авторские модели управления процессами в школьном образовании, и процессно-ориентированные должностные инструкции для работников школы и т.п.
Как заметил президент корпорации General Electric Джек Уэлч, иерархическая модель управления образованием напоминает собою дом. «Этажи — это уровни управления, а стены — функциональные барьеры. Для того чтобы улучшить работу организации, надо убрать перекрытия и стены, создать открытое пространство, позволив идеям свободно передвигаться независимо от ранга или специальности их создателя».
Конечно, я не призываю немедленно ликвидировать все «этажи» в системе управления образованием. Это в наших условиях пока что утопия, но вполне возможно культивировать демократическую культуру, которая даст возможность ликвидировать границы между различными уровнями иерархии.
Иерархия управления системой образования должна выстраиваться таким образом, чтобы не допускать избыток структур, звеньев управления и людей. Избегать структурных излишеств особенно важно в условиях предельной ограниченности ресурсов. Например, ликвидация (или сведение к минимуму) такой структуры, как централизованная бухгалтерия, может дать импульс к эффективному использованию ресурсов на уровне учебного заведения. Одними из моих первых шагов на должности начальника управления образования и науки Кировоградской областной государственной администрации были шаги навстречу инициативам директоров Института последипломного педагогического образования и Детско-юношеского центра относительно организации самостоятельных бухгалтерий в этих учебных заведениях. Мы отпустили их «на свободу» и вскорости убедились, что, освобожденные от оков явно лишней структуры, они начали прогрессировать.
Уверен, что лишними структурами является и абсолютное большинство фирм-спутников, которые «крутятся» на орбитах управлений (отделов) образования различных уровней. Абсолютное большинство учебных заведений в состоянии самостоятельно, без каких бы то ни было посредников организовать питание детей, ремонт помещений или доставку учебников, но... Все более или менее значительные денежные потоки в образовании как проходили, так и проходят мимо них.
К сожалению, приходится констатировать, что управленческие структуры в сфере образования практически не поддаются реформированию. Это замкнутые системы, работающие сами на себя. Так было, так есть и так будет до тех пор, пока не изменятся их функции и они не станут «открытыми системами».
Автор: Виктор Громовой
Источник: http://www.zn.ua |