Известно, что изменения в образе жизни ребёнка часто сказываются на его психическом и физическом здоровье. Особенно уязвимы дети от 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период малышу очень тяжело "оторваться" от близких, он очень раним. Отдавая своего ребёнка в детское учреждение, определённый стресс испытывают и родители.
Трудности адаптационного периода
Однако именно от того, насколько малыш подготовлен в семье к яслям или детскому саду и как организуют период его адаптации сами родители и воспитатели, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Изменение образа жизни в первую очередь нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: малыш много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим - наоборот, будут излишне возбуждаться. В любом случае социальные связи ребёнка могут оказаться очень напряжёнными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие может сказаться на сне, аппетите малыша.
Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.
Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.
Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
От чего зависит привыкание ребенка к детскому учреждению?
Во-первых, от физического состояния ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети хуже справляются с трудностями адаптационного периода, у них возникают стрессовые состояния и как следствие - они часто болеют.
Во-вторых, от возраста, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор связан с привязанностью ребёнка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Привязанность к матери - необходимое условие нормального психического развития ребёнка - способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребёнка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально-личностных связей с близкими, особенно с матерью. В семь месяцев ребёнок уже реагирует на уход матери отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врождённой чувствительности ребёнка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.
В восемь месяцев малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери - страх перед чужими длится до 1 года 2 месяцев. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них.
Именно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев у ребёнка обостряются и совпадают два страха - перед разлукой с матерью и перед незнакомыми взрослыми. В этом возрасте дети особенно тяжело адаптируются к яслям, и родителям следует это учесть.
Учите малыша самостоятельности
Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях и детском саду, где воспитатели не могут уделять ребёнку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребёнок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка с взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения - сотрудничество.
Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятие, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
Отношение ребёнка к ровесникам также оказывает большое влияние на течение адаптации. Дети, с трудом привыкающие к яслям и садику, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.
Таким образом, состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка - вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детское учреждение и благополучного привыкания к ним.
Протестируйте своего малыша
А теперь постарайтесь ответить на вопросы, которые помогут вам понять, готов ли ребёнок психологически к поступлению в детское учреждение.
- Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
- Как ведёт себя ребёнок при расставании и встрече с близкими?
- Любит ли малыш играть самостоятельно с игрушками?
- Нужна ли ему ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
Проявляет ли он стремление к самостоятельности в быту (хочет сам есть из ложки, умываться, одеваться и пр.)?
- Охотно ли ребёнок выполняет поручения взрослых (убрать на место игрушки, принести что-либо, помочь в каком-то деле)?
- Как малыш реагирует на незнакомых взрослых?
- Как ребёнок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, готовность к общению или сторонится других детей?
Если ваш малыш любит играть с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не тревожиться о том, что у него возникнут серьёзные трудности при поступлении в ясли или детский садик.
Автор: Людмила ГАЛИГУЗОВА, кандидат психологических наук; источник: журнал "MyKid" |