Некоторые дети беспокоят своим слишком тихим поведением. Они несчастны или подавлены. Проводят много времени в одиночку, раскачиваясь или посасывая палец. Бывает, дети бесцельно слоняются, глазеют или ходят за другими.
Есть, конечно, и те, кто любит играть в одиночку, для которых такое поведение характерно. Наблюдение за вашими подопечными скоро выявит, кто самостоятелен или временно выбит из колеи, а кто рассеян или замкнут. За слишком тихим надо присматривать. Некоторые воспитатели недостаточно чутки, чтобы увидеть проблему в таком поведении, считая, что тихий ребенок ведет себя "хорошо" или, возможно, он тупица или зануда, если не реагирует на взрослых.
Тихие дети могут испытывать много разных эмоций. Ребенок бывает несчастным, подавленным или застенчивым. Его может смущать большое число детей и взрослых в яслях или саду. Если ваш подопечный выглядит очень несчастным, стоит поговорить с родителями, чтобы выяснить, давно ли он такой. Иногда рассеянные дети просто не умеют играть - их родители пренебрегли детской потребностью играть, особенно если сами получили ограниченное воспитание. Если игровой опыт у новичка невелик, он просто не знает, что делать с игровыми материалами, знакомыми другим. Вот малыш я болтается без дела и выглядит сбитым с толку.
Ясно, что многое зависит и от личности ребенка. Так, впервые встретив разнообразие новых игрушек, дети слегка шалеют и бросаются из одного занятия в другое. Тогда они могут заработать ярлык "сверхактивных". Таким детям помощь нужна в не меньшей мере, чем очень спокойным.
К очень тихим детям подход должен быть, скорее всего, постепенным. Надо быть также, очень терпеливым и готовым затратить много времени, пока появится ответная реакция. Если основная проблема - отсутствие игрового опыта, то регулярные занятия помогут наработать такой опыт. Для этого понадобится немного времени - каждый день показывать, как пользоваться игрушкой, чтобы малыш мог радоваться своей игре и подключаться к играм других.
Ребенок, тихое поведение которого - реакция на невнимание или неурядицы дома, может очень слабо воспринимать инициативу взрослых. Взрослым будет тяжело и не по себе, ибо испытанные с другими детьми методы тут не сработают. Сначала ребенку надо дать время привыкнуть и научиться переносить физическое соседство взрослого. Лучшим решением тут может быть следующее: играть рядом с малышом каждый день, но не втягивать, его в игру под давлением. Дружественное соседство, интересные занятия и приятельская болтовня без требования ответов могут постепенно создать чувство доверия.
Возможно, очень тихий ребенок не знает, как обратиться к взрослому, или нервничает и пугается их соседства, особенно если прежде они не были добры к нему. Завоевать доверие может физическая ласка, но ребенок не всегда в ней нуждается или не переносит физических контактов. Помогая такому ребенку, надо предусмотреть, что он может сильно привязаться к взрослому, который вытащит его из "скорлупы". В дальнейшем потребуется приложить усилия к тому, чтобы ребенок доверял и другим людям, сходился со сверстниками. Но этот процесс не будет быстрым. Чтобы выйти из-под опеки одного доверенного взрослого, ребенок должен обрести уверенность в себе. |