Дети, проходящие через период отчаяния, впадают в повторяющийся и самопоглощающий тип поведения, который изолирует их в собственном мире. Проявления такого поведения, как, например, посасывание пальца, не вызывает беспокойства, пока не начинают поглощать слишком много времени. Другие проявления вам захочется прервать, даже если они редки, например, если ребенок стучит головой по чему-либо.
Расстроенные сильными эмоциями дети проводят большую часть дня в рассеянности. Бывают нервные привычки, например ребенок царапает кожу или дергает себя за волосы. Некоторые часто онанируют. Иногда поведение ребенка опасно для него самого, например битье головой. Многие сосут палец или утыкаются в любимое одеяло в момент стресса или утомления. Это вполне оправданный способ преодоления трудностей, и взрослые могут радоваться, что у ребенка есть собственные ресурсы, к которым он прибегает, как и к их помощи. Многие дети переживают периоды повышенного интереса к своим половым органам и находят удовольствие в игре с ними.
При таком поведении более всего должны беспокоить чрезмерная продолжительность сосания пальца, раскачивания или мастурбации. Тогда надо отвлечь малыша от рассеянности, постараться, чтобы он воспринял чье-то утешение, и помочь выразить чувства другим путем. Простое приказание прекратить качаться или онанировать вряд ли сработает, ведь вы хотите, чтобы он бросил то, что ему сейчас помогает справиться с душевным состоянием. Поэтому эффективнее будет то, что поможет выразить эмоции. Надо открыть ребенку, что он может найти утешение у взрослых и радость в занятиях, в которых нет принуждения или непонятного. Вначале взрослым следует держаться поближе к ребенку. Если он не дичится, посадите его на колени и тихо поговорите с ним, чтобы отвлечь. Если вы регулярно уделяете ребенку время, постепенно он заинтересуется вами, вашими разговорами, а потом и игровыми занятиями: рассматриванием с вами (в обнимку с игрушкой) картинок в книжке или каким-нибудь своим делом. Тут важно помнить, что это, скорее всего, займет много времени. Дети, как и взрослые, не перескакивают из печали и депрессии в другое состояние. Нужны постоянное внимание и забота взрослых, чтобы малыш проникся доверием к ним. Старайтесь обойтись без критики или резких слов - они только загонят ребенка глубже в себя.
Детей, стучащих головой или дергающих себя за волосы, надо останавливать, но не простым приказанием типа: "Нельзя делать так!" За этими занятиями могут крыться гнев или расстройство. Некоторые дети видят в них самый удовлетворительный способ выразить сильные чувства. Но даже если это случается редко, ребенка надо остановить, чтобы он не причинил себе вреда. Упорствующие "головотяпы" могут сильно ушибиться и, возможно, ухудшить свое состояние.
Помешать этому следует физически. Если ребенок - "головотяп", надо подстраховать голову ладонью. Это и защитит ребенка, и поможет поднять его. Резкое "Нельзя! ", когда вы сунете ладонь под его голову, часто моментально привлекает внимание малыша. Потом нужно успокоить его, поговорить и, лучше всего, отвлечь каким-то занятием. Внимание можно привлечь и с расстояния - хлопком вместе с резким "Нет!". Если вы будете упорны, то появится возможность, что ребенок будет прекращать это занятие сам, часто с вашими же словами. Но на это нужно время.
Точно так же следует отвлекать детей от выдергивания волос или чесотки. Выясните, какие события могли расстроить ребенка до такой степени. Осведомленность поможет как можно лучше утешить малыша. С учетом возраста попробуйте, чтобы ребенок выразил свои чувства в словах или доверительной игре. Если его состояние внушает тревогу, надо проконсультироваться со специалистами в области детской психологии. |