На главнуюНа главную
Здоровье
Питание ребенка
Развитие ребенка
Служба 09
Воспитание
Будущей маме
Народная медицина


В РУБРИКЕ
Развитие ребенка
Детские учебные заведения
Дошкольные заведения
Группы по развитию детей (кружки)
Детские развивающие игры
Нетрадиционные методы обучения
Книги для детей
Подготовка к школе
Детские товары, уют
Полезно знать
 ПОИСК
   
 НОВОСТИ
Прерывание беременности подобно теракту 23 Апреля, 2009, 15:30

Хотите шикарно выглядеть? Откажитесь от оральных контрацептивов 23 Апреля, 2009, 15:29

Кормление грудью защищает сердце мамы 23 Апреля, 2009, 15:27

Хромосомы влияют на репродуктивную функцию мужчины 23 Апреля, 2009, 15:25

Лекарства от эпилепсии у беременных влияют на интеллект детей 23 Апреля, 2009, 15:23

Возраст первого сексуального опыта передается по наследству 3 Апреля, 2009, 16:38

Лента новостей
Новости заголовками
 РЕКЛАМА

Организация караоке вечеринок в Москве
dj-events.ru
 СТАТИСТИКА



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100 Service Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Женский портал, женских каталог, все для женщин!

 НАША КНОПКА

BabyHelp - в помощь родителям!
Код кнопки
Наши партнеры
 
 
версия для печати

Развитие ребенка :: Группы по развитию детей (кружки)

Профилактика нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата22 Февраля, 2006, 09:20

В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки. Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.

В результате врачебного осмотра в начале учебного года в старшей группе сада были выявлены дети с деформациями стопы и осанки. Данные обследования заставили нас внимательно проанализировать условия физического воспитания детей, всю систему мероприятий по закаливанию организма и совершенствованию движений, принять необходимые меры.
Мы выяснили, что места для игр и занятий в группе недостаточно освещены, а значит, дети при рисовании, рассматривании книг, альбомов, игре в настольно-печатные игры вынуждены низко наклоняться, напрягать зрение.

Книжный уголок и уголок изобразительной деятельности были перенесены в наиболее освещенную часть комнаты.

На занятия пригласили медицинскую сестру, которая в ходе его фиксировала изменения позы детей. Выяснилось, что у многих детей (30%) в течение занятий наблюдалось двигательное беспокойство: часто меняли положение ног, туловища. Некоторые дети совсем низко наклоняются на занятиях рисованием, лепкой; другие не опираются о стол, локти у них свисают.
На одном из занятий я обратилась к детям с вопросом: «Как вы понимаете, что значит правильно сидеть на занятии?» Они отвечали: «Сидеть прямо», «Не разговаривать», «Сидеть спокойно», но никто при этом не мог объяснить, какое положение должны занимать ноги, спина и т. д. Нам стало ясно, что у детей нет четкого представления о правильном положении тела.

Формирование правильной осанки начали с того, что показали и объяснили детям, как надо ставить стул к столу: сиденье стула должно немного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложили поупражняться в этом. Объяснили, что человек, у которого хорошая осанка, красив в движениях, легко двигается, не устает во время чтения, письма за столом.

Показали детям, что сидеть надо так, чтобы край стола находился от груди на ширину ладони. Затем предложили принять правильное положение. Подходили ко всем детям, помогали принять правильную позу, подсказывали, что сидеть нужно свободно, без напряжения, давая возможность почувствовать, что так сидеть удобнее, легче. Все последующие дни напоминали детям о правильной посадке, Впоследствии достаточно было сказать «сядьте правильно» — и дети сознательно проверяли посадку, принимали правильную позу.

В перерыве между занятиями и в процессе занятия мы проводили физкультурные минутки, предлагая ряд упражнений стоя: для плечевого пояса (руки вперед, вверх, вперед, вниз), для косых мышц туловища (наклоны, повороты), для мелких мышц шеи, кистей рук.

Соблюдать правильную осанку нужно не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении. Мы замечали, что дети в играх иногда очень долго находятся в одной позе (в приседе, сидя на стуле и пр.). Не прерывая хода игры, мы предлагали детям выполнить дополнительные действия, требующие изменения позы.

Например, играют дети в «магазин» и ребенок, выполняющий роль продавца, очень долго стоит за прилавком. Я обращаю внимание продавца на то, что конфеты кончаются. Предлагаю пойти позвонить на склад, чтобы привезли еще конфет, или вызвать машину. Игра не нарушается, но происходит смена деятельности.

В летнее время дети очень любят игры с песком и водой, а поэтому находятся долгое время в согнутом положении. В этих играх мы стараемся использовать физкультурное оборудование и пособия, которые имеются у нас на участке.

На формирование осанки значительно влияют особенности стопы. При нормальном ее строении нога опирается на наружный продольный свод, служит рессорой, обеспечивая эластичность походки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе, походка их напряженная, неуклюжая.

В целях профилактики плоскостопия мы стали применять ходьбу босиком. В летнее время на участке организуем ходьбу босиком по рыхлой неровной поверхности, по траве, по песку. При такой ходьбе ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению ее свода. Зимой на физкультурных занятиях дети иногда занимаются босиком, если температурные условия и вид упражнений позволяют это делать.

Во вводную или заключительную часть утренней гимнастики и физкультурных занятий обязательно включаем профилактическую ходьбу на носках, пятках, ходьбу с опорой на наружные края стопы, ходьбу по канату, обручу.

В формировании правильной осанки играет роль не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики мы включаем упражнения из разных исходных положений для туловища: лежа на животе — «рыбка», «ласточка», лежа на спине, и др. Эти упражнения укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.

Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание. При этом мышцы теряют упругость, а следовательно, появляется опасность отклонений в осанке. Мы стали учить детей правильно дышать, сочетать ритм движения и дыхания. С этой целью производили специальные дыхательные упражнения, например глубокий вдох через нос (вдыхаем приятный запах духов, цветка), продолжительный выдох (подуть на цветок) 3—4 раза, упражнение «Дровосек» — руки вверх (вдох), опустить вниз, сказать «ух» (выдох). Для формирования полного, глубокого выдоха использовали также прием произношения звуков и слов на выдохе.

В подготовительной группе дети уже сами контролировали дыхание, постепенно усвоив, когда делается выдох, когда — вдох (например, при наклонах, поворотах — выдох, при распрямлении корпуса — вдох).

Очень большое значение имеет плотность занятия. Поэтому мы старались построить их так, чтобы обеспечить оптимальную физическую нагрузку детей. Особенно тщательно продумывали подбор и сочетание движений на одном занятии и выбор способа организации детей для их выполнения. Старались при переходе от одной части занятия к другой не допускать неоправданных потерь времени.

Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке. Уже со второй половины года в старшей группе эти упражнения мы включаем не только в основную, но и во вводную часть занятий. В летнее время включаем их и во вводную часть утренней гимнастики: дети идут обычным шагом, потом по гимнастической скамье, затем по бревну (при этом задания усложняются и варьируются).

Мы придерживаемся мнения, что упражнения с мелкими физкультурными пособиями помогают контролировать правильность выполнения упражнения. Поэтому широко применяем упражнения с гимнастическими палками, обручами, кеглями, лентами, с длинной веревкой, флажками, со скакалками. При этом предусматривается использование одного и того же пособия на занятии многократно. Если, например, на занятии запланированы упражнения с гимнастической палкой, то во вводную часть занятия включаем ходьбу с палкой за плечами; если во вводной части выполняются упражнения с мешочками, то в основную часть занятия включаем упражнение в ходьбе с мешочками на голове или прыжках через мешочки. Все эти приемы способствуют увеличению физической нагрузки, повышают у детей интерес к занятию.

Укреплению костно-мышечного аппарата, формированию правильной осанки способствуют игры с элементами спортивных упражнений, такие, как городки, бадминтон, настольный теннис, катание на коньках, ходьба на лыжах. Все это планируем и проводим с учетом сезонных условий.
Систематически мы вели индивидуальную работу с детьми, у которых было выявлено предрасположение к нарушению осанки, плоскостопию. По предложению врача с ними проводили в утренние и вечерние часы (длительность 6—10 мин) комплекс специальных упражнений для предупреждения плоскостопия: собрать веревку пальцами ног; походить на носках, пятках; прокатить палку по полу стопами ног. В комплекс упражнений для детей, у которых была выявлена сутулость, включались задания: походить с палкой за спиной; стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками; идти с предметом на голове; упражнения из положения лежа на спине, на животе.

Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, а следовательно и профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата, уделяем организации этих мероприятий особое внимание. После обливания ног обязательно даем несколько профилактических упражнений: переступания с пятки на носок, бег на носках, перетоп. Затем проводим подвижную игру, в которой принимают участие все дети.

Систематическая работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата дает хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний.

Повышению эффективности нашей работы способствовали тесные контакты с родителями. Они не только поддерживали все наши мероприятия, но и продолжали работу дома, руководствуясь рекомендациями врачей и воспитателей.

С большим интересом прошла встреча врача ортопеда с родителями. «В человеке все должно быть прекрасно» — так была определена тема разговора. Врач рассказал родителям, что манера правильно держаться важна не только с эстетической стороны, — еще важнее влияние, которое осанка оказывает на здоровье. Деформированная осанка отрицательно влияет на такие важнейшие функции, как дыхание, кровообращение, пищеварение.

Врач встретился отдельно с родителями детей, имеющих предрасположенность к нарушению осанки, практически ознакомил с комплексом специальных упражнений. Затем они посетили физкультурное занятие, увидели здесь своих детей в спортивной форме, собранных, подтянутых. После этого и нам стало легче говорить с родителями о режиме подвижности, организации спортивных развлечений в семье.

Правильно подобранная одежда и обувь обеспечивает правильное физическое развитие ребенка. Мы часто беседуем с родителями о повседневной одежде, о гигиеничности и соответствии ее сезонам, о том, что она должна быть удобной. В родительском уголке поместили материал на темы: «Одежда детей в разное время года», «Одевайте ребенка красиво», «Одежда и здоровье».

Работа по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата — один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, воспитателей, родителей.

Автор: Л. В. Полухина, воспитатель яслей-сада № 45, г. Оренбург; Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982.


Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.



Хостинг и сопровождение сайта:  NEWSITE.COM.UA 
Все права защищены © 2003 - 2005 "BABYHELP". Реклама на сайте. Эл. почта: info@babyhelp.kiev.ua