Исследования психологов показали, что ребенок приобретает большую часть информации об окружающем мире в период от рождения до 5-6 лет жизни. Это период наиболее интенсивного психического и физического развития детей, который наиболее важен для последующего становления гармоничной личности человека в целом, поэтому очень важно вовремя выявить и развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности. В этом возрасте при соответствующих условиях развиваются различные способности: совершенствуются движения, речь, происходят значительные изменения в мышлении, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера.
Возраст от рождения до 6 лет - это самый благоприятный период для развития ребенка. Именно этот период - период ненасытного любопытства - и формирует интеллект человека. Кем станет ребенок, чем будет интересоваться в дальнейшем, какие способности проявит - все определяется этим периодом жизни.
Известный педагог Б.П. Никитин утверждал, что если в детстве не получить возможность развить те или иные умения и навыки, то в дальнейшем они утрачиваются. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь. И, соответственно - то, что он не получит в детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в дальнейшем.
Психологи считают: то, что в 4 года дается без особых усилий, в 12 лет может вызвать большие трудности. С этой точки зрения у ребенка, не овладевшего приемами логического мышления до школы, могут возникнуть проблемы с решением задач, выполнением упражнений, ослабеть интерес к учебе.
Так как наиболее эффективной формой обучения в этом возрасте является игра, все занятия проходят только в игровой форме. Играя, ребенок незаметно для себя усваивает те знания, умения и навыки, которые взрослый считает необходимым ему прививать.
Детская игра - это способ объяснить, научить, организовать занятия таким образом, чтобы учесть желания, интересы ребенка и раскрыть его потенциальные возможности и способности. Правильно подобранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении ребенка, предупреждать появление неблагоприятных форм поведения. С их помощью дети вырастают в думающих, трудолюбивых, не боящихся трудностей людей.
Чрезвычайная пластичность, обучаемость - наиболее важные особенности психики ребенка по сравнению с психикой взрослого. Исходя из этих особенностей детской психики, и строятся наши занятия, цель которых - создать ребенку условия, когда максимально используются возможности этого возраста для дальнейшего развития ребенка.
Психологи утверждают, что до подросткового периода родители для ребенка - непререкаемый авторитет и пример для подражания, поэтому эти такие занятия будут способствовать налаживанию взаимопонимания детей и родителей с самого раннего возраста, что является естественной профилактикой проблем у детей в подростковом возрасте.
В первые 6 лет дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут наши дети.
Перед взрослыми стоит огромная ответственность за это маленькое существо, которое должно стать человеком не только с хорошим здоровьем, но с доброй душой, светлым умом, горячим сердцем. Желательно максимально раскрыть возможности ребенка, грамотно стимулируя его развитие, но обязательно в соответствии с возрастными возможностями и желаниями ребенка.
По материалам: психологический центр "Инициация" |