При переживании сильных эмоций и нехватке времени детское недовольство, подавленность, гнев и другие чувства могут возбуждаться по поводу событий, которые взрослым кажутся пустяками. Бывает, что взрослый уверен, что эмоциональный всплеск быстро пройдет и не станет долгосрочной проблемой. Однако есть дети, у которых эмоциональные порывы очень часты. Таким надо помогать изливать чувства и необязательно избранным ими способом. Одно из рациональных средств - побудить ребенка к игре, дающей выход эмоциям.
Детей порой пугает сила собственных эмоций, но чувства нуждаются в выходе. Неразумно подавлять эмоции полностью - лучше помочь ребенку выразить их безвредным для себя и других способом. Можно побудить его рассказать, что он переживает, простыми вопросами вроде: "Ты чувствуешь себя несчастным? " или: "Ты сердишься? А на что ты сердишься?" Ребенку нужна поддержка, для того чтобы он почувствовал возможность сказать, что он сердится на товарища или выразить тому свой гнев. Тогда ему не понадобится пускать в ход руки. Энергичные меры порой помогают детям, борющимся с чувством гнева. Для его излияния можно пнуть или швырнуть игрушку. Иногда успокоение приходит, когда ребенок поколотит пуфик или накричит на мишку.
Дети часто выражают свои заботы через фантазийную игру. Для этого годятся куклы, мишки, игрушки бытового характера и др. Часто внимательно слушающий или участвующий в игре взрослый при посредстве кукол выясняет озабоченность малыша домашними неладами, страхом перед другими детьми или мыслями о чем-то особенном. Это помогает взрослым разобраться в детских чувствах и найти способ помочь.
Фантазийная игра может служить хорошим средством, чтобы утешить ребенка. Например, трехлетний мальчик, очень, сконфуженный тем, что мочит постель, выражал свои чувства, когда мы укладывали в кроватку мишку. Он взял простынку и подушку и сказал, что мишка обмочил их ночью. Малыш был успокоен замечаниями. "Ничего, мы положим простынку в стиральную машину" и "У всех что-нибудь да случается". Таким же образом ребенок может преодолеть прошлые страхи. Трехлетняя девочка попала в автокатастрофу. Она была потрясена, хоть и не пострадала физически. Целыми неделями девочка снова и снова играла в аварию своими машинами, пока память не перестала тревожить ее.
В фантазийной игре дети располагают всей властью и силой, которых лишены в жизни. Они командуют куклами и мишками, как взрослые ими. Они могут грубо обращаться с игрушечной обезьяной, как им хотелось бы обращаться с надоедливым новичком, но с ним они сдерживаются. Играя в больницу или зубной кабинет, дети выражают страх или непонимание, которые не выказали окружающим их взрослым. С такими страхами они могут справляться исключительно через игру, но и взрослым надо стараться утешить ребенка или объяснить непонятное. Это можно сделать, подключившись к игре или поговорив с ребенком по другому поводу, например, взяв в качестве отправной точки соответствующую моменту книгу. |