Если у вас есть дети, которые плохо слушают, во-первых, следует непредвзято присмотреться к их окружению, особенно ко взрослым. Если в комнате (дома, в яслях, саду) постоянно стоит шум - оклики взрослых, включенные радио или телевизор, то дети способны "отфильтровывать" его целиком. Они не будут обязательно обращать внимание на какой-то элемент шума только потому, что он адресован им. Помочь детям слушать взрослые могут, устраняя постоянный шумовой фон. Бывают, конечно, периоды шумных игр, но должны быть и более тихие минуты.
Помощь взрослых может выразиться в отказе от плохой привычки кричать на детей с расстояния. Случается, что ребенок вот-вот сделает что-то опасное для себя или другого, и взрослому приходится крикнуть. Это должно стать исключением, если выкрики превратятся в правило, дети тоже научатся кричать и не будут по возможности замечать все выкрики вокруг себя.
Насколько позволяют обстоятельства, взрослые должны стараться быть ближе к ребенку, с которым хотят говорить, или к малышу, который сам обращается к ним. Важно создать атмосферу, которая позволит детям верить, что взрослые всегда уделят им внимание. Это не значит, что не должно быть моментов, когда взрослому придется сказать малышу: "Подожди минутку".
Внимательно присмотревшись к непосредственному окружению ребенка и роли взрослых в нем, проверьте, нет ли у малыша трудностей со слухом, а затем поиграйте в простые звуковые игры. Для простейшей игры, например, нужны две одинаковые банки или коробки, в одну ив которых кладется маленькая игрушка, или колокольчик. Банки передвигают и трясут. Ребенок должен угадать, в какой из них игрушка. Можно видоизменить игру, взяв разные банки, игрушки, издающие различные по характеру или же тону звуки. Другой вариант - это две звуковые игрушки (колокольчики, пищалки или дудочки), но одна из них не звучит. Ребенок должен догадаться, какой колокольчик звенит, какая игрушка пищит и т. п.
Звуковые игры можно усложнять, действуя так, чтобы ребенок не видел, каким предметом трясут. Можно положить две разные игрушки, например, кубик и колокольчик, в коробку и погреметь ими за шторкой или под столом. Когда предметы вновь появятся у него перед глазами, ребенок должен сказать, который из них был слышен. Другой метод помочь детям различать звуки - организация игры, в которой шумы исходят от взрослых, стоящих в разных углах комнаты. Малыш определяет, кто шумел. Естественно, все эти игры должны проводиться в спокойной атмосфере. |