Взрослые должны помнить, в чем разница между сравнением цветов и определением цвета. Сравнение различных цветов требует, чтобы ребенок обращал внимание на видимое различие и делал вывод, одинаков или различен цвет предметов. Это прямое, наглядное сравнение. Данная задача проще, чем определение цвета, когда бывает нужно, чтобы ребенок назвал цвет какого-то одного предмета или нашел определенный цвет без всякого сравнения.
Если дети запоминают цвета без особой путаницы, то постепенный переход от сравнения к определению может быть незаметным. Ребенок учится на основе восприятия словесной информации, получаемой в повседневной жизни и с помощью игр, построенных на понятии цвета. Вопросы взрослых вроде "Наденем сегодня красные штанишки?" или "Тебе нужна зеленая краска?" постепенно наращивают объем информации. Игры на классификацию и сравнение цветов создают связь слов со зрительными образами. Такие игры интересны малышу, а ребенку постарше, который путает цвета, такая игра простота необходима.
Для элементарного сравнения цветов требуются две разноцветные емкости, например, красная и синяя миски и набор мелких предметов, одинаковых по всем признакам (все машинки или все кубики), за исключением цвета, например, одни - красные, а другие - синие. Взрослый демонстрирует игру ребенку: кладет один - два мелких предмета в миску того же цвета. При этом он может намеренно допустить неточность, указать ребенку на ошибку и исправить ее. Затем пробует ребенок. Говорить можно о цвете только "такой" и "не такой".
Тема и словарный объем занятия должны определяться для каждого ребенка индивидуально. Как только станет видно, что малыш к этому готов, можно добавить миски желтого и зеленого цвета и мелкие предметы тех же цветов. Когда дети усвоят тему, им уже не понадобится большая емкость как опора для сравнения, они смогут различать разницу в цвете и среди прочих признаков предметов. Набор кубиков можно разложить в разноцветные башни, коробку с разными игрушками рассортировать, вынимая сначала все красные, а затем все синие и т. д. Бумажные вырезки можно распределить на зеленую и синюю стопки.
Названия цветов полезно вводить в разговор, но в качестве информации для ребенка, а не как давление: "Скажи, какого это цвета?" Лучше предложить: "Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой", - и показать красный кубик. Или: "Я думаю, что это зеленый кубик". Чуткий взрослый уловит, когда ребенок с интересом реагирует на вопрос типа "А где красные кубики?" или "Какого цвета мои брюки?".
Это будет означать, что в его сознании слово, обозначающее цвет, соединяется со зрительным образом. |