Фразу "обучение через игру" часто можно услышать от взрослых, работающих с детьми. Она часто используется и можно предположить, что все верят что игра - это реальный путь к обучению. Однако некоторые родители сомневаются, что дети приобретают определенные навыки в играх, которые проводятся в яслях и детских садах. Причина кроется, возможно, в том, что воспитатели не разъясняют родителям, чего хотят достичь по отношению к тому или иному ребенку. Но все же нельзя не признать, что сомнения родителей нередко имеют достаточно веские основания. Чтобы обучение посредством игры было эффективным, взрослым нельзя занимать пассивную позицию.
Игровые материалы, необходимые для обучения
Ребенку нужны игровые материалы, которые были бы достаточно сложны, чтобы расширить его навыки, но не настолько, чтобы переход к новым навыкам был непреодолим. Дети, как и взрослые, учатся на чем-то знакомом, пробуя сделать что-то иное или более трудное.
Разнообразие игрового материала полезно, но не само по себе. Случается, что ребенку требуется именно то, что у него было вчера. Если дети затрудняются в освоении какого-то навыка или понятия, то разнообразие игрового материала имеет большое значение. От некоторых игрушек у ребенка появляется скука или недовольство, особенно если они ассоциируются с его неспособностью что-то сделать.
Подбор игрового материала для детей, требующих особого внимания, имеет свои особенности. Дети с определенными недостатками, ограничивающими их развитие, возможно, больше нуждаются во взрослом, который обеспечивал бы разнообразие игрового материала ради той же цели обучения. Такие дети могут подолгу проходить ступени развития и утомляться однообразными играми. Эта потребность может расширить творчество взрослых.
Книжная серия "Человеческие возможности" является источником идей для истощенного репертуара игр. В этой серии вышли книги "Поиграем? " Роя Макконки и Пенни Прайс (1986 г.) и "Поговорим? " Дороти М., Джеффри и Р. Макконки (1976 г.).
Фраза "дети, требующие особого внимания" подразумевает также тех, чье развитие очень продвинулось для их возраста, - так называемых "одаренных" или "исключительных" детей. Для этих детей тоже нелегко подобрать соответствующий игровой материал. Взрослым потребуется знакомство с игровыми материалами для более старшего возраста. Им также придется согласиться с тем, что если одаренный ребенок проявляет какие-то особые интересы или склонности, то роли могут перемениться, и они сами станут обучающимися.
Обучению способствует то, насколько имеющийся игровой материал-игрушки, оборудование двора, предметы постоянного пользования - соответствует уровню способностей ребенка. Внимание детей удерживается дольше на интересных занятиях. Ребенок, поглощенный игрой с автомобилями, может не захотеть рисовать. Но вот разметить город или дорожную схему для своих машин ему будет интересно. Чтобы осознать это, взрослому нужны наблюдательность и чуткость. Даже такое дело, как приготовление пищи, можно превратить в увлекательную игру - все зависит от вашего желания и таланта. |