Как показывают наблюдения, какой ребенок в игре, таким он будет и в жизни, в труде. Если малыш бросается от одной игры к другой, не доводя ни одного дела до конца, если он в игре не проявляет самостоятельности, пассивен, творчески бескрыл, быстро подчиняется партнеру, если он равнодушен к успеху, к борьбе - все это должно настораживать, все это требует коррекции.
Например, у меланхоликов надо в первую очередь развивать самостоятельность, решительность, упорство. Игры должны доставлять им радость, чувство уверенности, веру в свои силы, должны развивать способность преодоления препятствий. Последовательно, хотя и осторожно, необходимо вовлекать их в коллективные, соревновательные игры. Эти игры дадут ребенку-меланхолику возможность вкусить радость преодоления препятствий, помогут ему одержать победу прежде всего над своей робостью, нерешительностью, неконтактностью, неуклюжестью и одиночеством.
Не менее важны подвижные соревновательные игры, и при воспитании детей-флегматиков, которых тоже надо растормошить и дать вкусить радость успеха. Но тут имеются весьма существенные сложности. Привычки, которые у них выработались ранее, исключительно прочны. Режим, к которому они привыкли, почти незыблем. Поэтому подключение их к соревновательным играм - дело весьма трудоемкое и требует терпения и такта.
И уж конечно, подвижные игры чрезвычайно полезны для холериков, так как они помогают таким детям направить в нужное русло свою неуемную энергию. И, тем не менее, для них необходимы и так называемые тихие игры, требующие упорства, сосредоточения и усидчивости, например, с игрушками типа "конструктор" или же с головоломками типа "кубика Рубика".
Постепенно в игровой ситуации надо приучать малыша к труду. Первые трудовые порывы вполне естественны, они обусловлены периодом "Я сам". Малыш устремится к независимости, к успеху, собственными силами пытается подражать различным действиям, совершаемым взрослыми. В это время ему можно поручить следить за чистотой и порядком в уголке для игрушек, потом в комнате, а затем постепенно ввести как полноправного члена в хозяйственную и бытовую жизнь семьи.
В домашних условиях (на собственном примере) "настоящее дело" для малыша всегда можно найти. Для девочки, например, помощь в уборке квартиры, участие в приготовлении обеда. Даже почищенная самостоятельно морковка - это уже трудовое участие. И сваренный обед, где есть "твоя доля труда", - это радость, радость воплощенного труда. Для мальчика это может быть посильное участие в квартирном ремонте, в работах на садовом участке, в других мужских делах. Важно одно: трудовое участие детей не должно превращаться в нудную, не соответствующую их возможностям и случайную для семьи обязанность. Таковы законы возраста. Кроме того, трудовые обязанности не должны полностью заменять обычных подвижных игр.
Подвижные игры более чем однообразные трудовые движения, совершенствуют мышечный аппарат, помогают ребенку овладевать произвольными движениями широкого спектра, т. е. действовать не хаотично, а целенаправленно. Если ограничивать ребенка в движениях, растить "паиньку" - такое воспитание отзовется в дальнейшем прискорбным эхом: ребенок окажется неподготовленным к школьным занятиям, не способным к сдерживанию себя, к управлению своими действиями, к активной концентрации внимания.
Как видим, детские игры - очень и очень серьезное дело, надежное и испытанное средство воспитания, но не только воспитания, а и лечения. Многие болезненные нервные симптомы (мы уже писали об этом) можно ликвидировать при помощи игр. У врачей даже термин есть такой: игротерапия. И эта терапия оказывается нередко мощнее и действеннее самых сильных лекарств.
Да дети и сами часто используют игру для изживания своих страхов, обид и неприятностей. Вот, например, две девочки играют во "врача - больного". И одна говорит другой: "Нужно тебе сделать укол. Да не бойся, ни капельки не будет больно... Какая же ты трусишка!" Это же чистой воды психотерапия, связанная с личной жизненной ситуацией. Или - из семьи ушел отец, ребенок играет в "вернувшегося отца". Отец пьет - у ребенка в игре он бросает пить и становится "хорошим и добрым".
Родители одного маленького пациента заметили, что их сын все время рисует человечка без рук. Вначале ничего не было понятно. А когда стали разбираться, выяснилось, что его обижает соседский мальчик, старший по возрасту, бьет его, издевается над ним. Были приняты соответствующие меры и ликвидированы причины нервности.
Для того чтобы игра стала мощным средством блокирования невротических расстройств, необходимо овладеть ее искусством. Дети очень тонко и точно улавливают разницу: когда с ними играют в игру, сюсюкают и подстраиваются, и когда с ними играют по-настоящему, искренне и увлеченно. Если вы вступаете в игру с ребенком, вы должны полностью входить в роль, отдаваться игре целиком, выкладываться до конца, играть самозабвенно и вдохновенно. Только в этом случае вы можете рассчитывать на эмоциональный и духовный контакт, только в этом случае вы сможете эффективно оказывать на ребенка то моральное, и нравственное, и развивающее, и лечебное влияние, которого вы не добьетесь никаким другим способом.
Ситуация когда ребенок испугался собаки. Сколько бы вы не убеждали его, что собака - друг человека, вы мало чего добьетесь. Но увлеките ребенка поиском заблудившейся куклы, а такой поиск не может обойтись без служебной собаки, и постепенно, ненавязчиво, в процессе игры вы сумеете перестроить отношение ребенка к животным, привить к ним доброе отношение и изжить страх.
Ребенок боится оставаться один дома. Затейте с ним игру в сторожа, оставьте ребенка охранять пост, а сами отправьтесь проверять соседние - и вы уже сможете выйти развесить на улице белье, позднее сходить в ближайший магазин, а в дальнейшем и вообще отучите малыша от страха одиночества.
Ваш сын или дочь боятся темноты, придумайте такую игру, чтобы она проходила в затемненной комнате. Постепенно в игровой ситуации ребенок научится преодолевать страх темноты.
Игра - сильнее любых нотаций. Самые изощрённые и искусные словесные нравоучения вследствие физиологической недоразвитости у детей-дошкольников второй сигнальной системы, по сути дела, бессмысленны и бесполезны. Игра же, которая вся держится на интересе, в основе которой лежат положительные эмоции и непосредственные чувствования, намного быстрее и надежнее позволит достигнуть намеченной цели. Однако и одними играми терапия среды не ограничивается, очень важна еще и окружающая ребенка семейная обстановка. |