Обращаясь в глубь веков и цивилизаций, мы с удивлением обнаруживаем, что в истории человечества практически не было времени, когда бы человек не рисовал. Во мраке пещер палеолита и на безводных просторах Сахары, на бивнях мамонта и на кожаных шаманских бубнах, на каменных ножах и на примитивных, грубо слепленных керамических посудинах ученые находят рисунки наших далеких предков. Пожалуй, можно сказать, что человек начал рисовать, как только стал осознавать себя человеком. А так как давно известно, что в своем развитии каждый ребенок проходит путь, который преодолело человечество, то и одним из самых первых проявлений личности малыша становится желание покрывать художественными шедеврами все поверхности, находящиеся в его распоряжении: обои, свежевыстиранные простыни, полированную дверцу шкафа, собственное пузо…
Когда начать?
Сегодня большинство психологов, педагогов и опытных родителей единодушно утверждают, что начинать заниматься с малышом рисованием можно и нужно уже на первом году жизни. Приступать к занятиям можно, когда малыш научится хорошо сидеть без поддержки (в среднем это происходит в возрасте около полугода). Расстелите на полу (лучше предварительно застеленном пленкой) лист ватмана или дешевых обоев для потолка и расположитесь вместе с юным художником прямо на бумаге. Чтобы не было потом мучительно больно за безнадежно испачканный костюмчик, лучше всего на время занятий живописью раздеть маэстро до памперса или, во всяком случае, одеть что-то, с чем вам не жалко будет потом расстаться. В принципе есть и другой вариант: посадите малыша в высокий стульчик и рисуйте прямо на съемной доске-столике (но в этом случае он должен быть белого цвета). Некоторые мамы рисуют с малышами… в ванной, прямо на кафеле или стенке ванны.
Трудно передать, какой восторг испытывает шестимесячный кроха, впервые увидевший яркие баночки с разноцветными красками. Запустив ладошку в баночку, он с любопытством наблюдает, как яркие струйки стекают с пальчиков, с наслаждением размазывает краску пятерней по бумаге. Во избежание неприятностей покупайте маленьким детям только нетоксичные безопасные материалы, специально предназначенные для детского творчества. Заказать товары для детского творчества с доставкой на дом вы можете здесь. Хотя, в принципе, можно изготовить такие краски самим на основе мучного клейстера или манной каши, подкрасив их куркурмой, паприкой, свекольным соком, шпинатом.
"Неужели размазывание красок руками (а то и ногами!) по листу бумаги может принести ребенку хоть какую-то пользу?", – спросят меня недоуменные родители. Безусловно, может! Именно во втором полугодии первого года жизни у крохи активно развивается цветоощущение, мелкая моторика, формируется связка "глаз-рука". И игры с красками очень и очень помогают в развитии этих навыков.
Кистью или пальцем?
После года стоит начинать учить малыша пользоваться кисточкой. Выберите мягкую кисть самого большого размера, обрежьте ее ручку так, чтобы малышу было удобно держать, а сверху наденьте обычную резиновую соску, чтобы он не поранился острым кончиком. Удобнее всего, если кисточек будет столько же, сколько и красок. В этом случае вам не придется тратить время на полоскание, ведь "урок живописи" будет длиться считанные минуты, и жаль потерять хотя бы несколько из них. Для начала не стоит давать малышу больше одной краски за раз. Обмакните кисточку в краску и назовите ее: "вот красная краска", потом повторите еще несколько раз: "Как хорошо Ваня рисует красной краской" и т.д. Позже можно попробовать предложить ребенку выбор: "ты возьмешь красную краску или синюю?" Лишь когда ребенок свободно станет управляться с двумя-тремя красками, ему можно будет предложить сразу целую коробку.
Предлагайте малышу и другие материалы для творчества: мягкие карандаши, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры. Чем больше разнообразных материалов использует ребенок, тем интереснее и выразительнее будут его рисунки.
Мои научные опыты
На втором году жизни малыш, даже если вы его до этого ничему такому не учили, с изумлением обнаруживает, что при помощи кисточки, фломастера или пальчика можно делать очень интересные вещи: капнешь на бумагу – получится клякса, проведешь фломастером по обоям – останется смешная загогулина… Ого-го: вот это фокус!
Ругать юного исследователя за "наскальную живопись" абсолютно бесполезно. Лучше всего заклеить нижнюю часть стены в детской белыми листами бумаги и предоставить ему полную свободу творчества.
Источник: http://www.rebenok.com, Ася Штейн |