Восприятие оттенков цветов. Спектр
"Цветные фоны" (1,5-3 года)
Цель игры: учить детей различать и называть основные цвета; расширять их кругозор.
Оборудование: игровые поля (листы бумаги основных цветов); цветные изображения различных предметов или их вырезанные однотонные силуэты (зеленый лист, красный помидор, фиолетовая слива, синий колокольчик и т. д., по 4-8 предметов каждого цвета). Игровая ситуация: в волшебном лесу есть несколько разноцветных полян. На каждой из них живут предметы (растения, животные), подходящие к поляне по цвету. Игру можно проводить в виде лото или просто раскладывая перемешанные изображения на соответствующие поля. Если используются силуэты, то они словно прячутся на листе того же цвета, что и силуэт.
Игры на развитие мелкой моторики
"Лабиринт» (с 4,5 лет)
Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости, активизация слухового внимания, мелкой моторики.
Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.
Ход игры: на перекрестке линий дети изображают маленького человечка. Им предлагается нарисовать путь, по которому человечек сможет попасть домой (в цирк, в зоопарк и т. д.). Ведущий говорит, куда и на сколько клеток нужно двигаться. Путь изображается под диктовку (без показа), не отрывая карандаша от бумаги.
Вариант: путь может замкнуться, образовав какую-то фигуру (букву, простой силуэт и т. п.). Детям предлагается назвать получившееся изображение и заштриховать его, раскрасить или покрыть узором.
Вариант: игру можно дополнить, диктуя маршрут по клеточкам так, чтобы путь состоял из повторяющихся элементов. Обнаружив повторение два-три раза, ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно.
«Электронные часы» (с 4 лет)
Цель игры: развитие мелкой моторики; стимулирование пространственного воображения.
Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.
Ход игры: детям предлагается научиться рисовать цифры такими, как их показывают электронные часы (каждая цифра размером в две клетки). Дети рисуют их по образцу, показанному ведущим. Повторяют изображение несколько раз. На следующем занятии ведущий спрашивает детей, как будет выглядеть цифра, например 2, в зеркале? (Перед этим можно предложить ребенку подумать, в какой руке держит его отражение конфету, если на самом деле она в правой руке). Детям предлагается нарисовать отражение цифры, которое видно в зеркале сначала в вертикальном, а потом в горизонтальном положении.
Вариант: вместо цифр можно рисовать любые фигуры, занимающие две-три клетки, составленные из вертикалей, горизонталей и диагоналей клетки, Ихдети могут как срисовывать, так и придумывать самостоятельно.
Игры на развитие внимания и памяти
«Зеркало» (с 2 лет)
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, моторики.
Оборудование: не требуется.
Ход игры: ведущий стоит в центре полукруга детей. Он демонстрирует разнообразные позы, выражения лица или повторяющиеся движения, предлагая малышам точно повторить их. Ведущим может быть и любой ребенок.
Вариант: можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).
«Обезьянки» (1,5-7 лет)
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т. д.
Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
Развитие репродуктивного и творческого воображения
«Дорисуй фигурку» (с 3 лет)
Цель игры: развитие фантазии, упражнение мелкой моторики. Оборудование: листы бумаги, карандаши, образцы с отдельными элементами рисунков (геометрическими фигурами, разными линиями и т.д.).
Игровая ситуация: клоун Вася, собираясь к нам сегодня, в последний момент решил нарисовать картинку, но не успел ее закончить, а пока шел, забыл, что собирался нарисовать. Помогите ему, дорисуйте эту фигурку.
Вариант: «Волшебное море», «Волшебный лес». На картинке-образце заготовлен целый набор элементов, позволяющий создать тематический рисунок.
Развитие речи
«Поезд» (4,5-8 лет)
Цель игры: формирование умения сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов; развитие речи.
Оборудование: набор картинок-«вагончиков» с изображением самых разнообразных живых и неживых объектов.
Ход игры: детям предлагается построить поезд из отдельных «вагончиков» (все «вагончики» перед началом игры лежат в центре стола, вокруг которого находятся играющие). Но, чтобы «вагончики» не расцеплялись в пути, требуется «скрепить» их с друг с другом, найдя какой-то общий признак. При этом используется ключевая фраза: «Я прицепляю лист к кузнечику, потому что они оба... (живые; могут расти; зеленые; и т.д.)». Играющие делают ходы по очереди и выбирают каждую нужную, по их мнению, картинку. «Поезду» можно разрешить «расти» в обе стороны.
Автор: Ирина Томашпольская, преподаватель образовательного центра «Гармония», г. Санкт-Петербург; источник: Журнал "Обруч" 3-1999 |