Праздники не просто вносят радость в наши дома. Они сообщают особый ритм духовной жизни человека, открывают духовную и культурно- историческую традицию нашего народа.
В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветие - к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, березки - на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки - на Пасху. У каждого праздника есть "свой" цвет, даже запах, свое особенное звучание, своя музыка…
Опыт духовного размышления и осмысления событий, закрепившихся в календаре праздничными вехами жизни, придет со взрослением. А пока каждый праздник сияет в душе ребенка особенными, памятными образами. Вспомним, как свидетельствует об этом Иван Сергеевич Шмелев в автобиографической повести "Лето Господне":
"Великая суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутренней. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождестве были голубые?.. постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые красные дорожки… на пуховых подушках, в столовой на диване, - чтоб не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, -остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым… Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки… он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: "Воскресение Твое Христе Спасе… Ангели поют на небеси…" и я хожу с ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать…"
Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда… и дивное преображение привычной среды дома… и само изменение расписания будничного строя жизни… и незабываемый цвет, вкус, аромат праздника… Его слово и музыка.
Невозможно не заметить, что именно впечатление - эмоционально-смысловой отклик сердца - сохраняется в душе на долгие годы. Типичный и очень распространенный подход к подготовке праздника для детей не учитывает этого обстоятельства.
Полистав всевозможные сценарии, мы увидим, что большинство из них представляют собой лишь пересказ событий, лежащих в основе праздника. Пересказ этот может быть весьма талантливо написан: в стихах, в прозе, по ролям. Однако опытным педагогам ясно, что праздник-пересказ возможен лишь при первичном знакомстве детей с праздничной вехой. А что на следующий год? А затем? Вновь и вновь пересказывать один и тот же событийный ряд, преследуя дидактические цели, бессмысленно и скучно.
Другое дело - постараться открыть детям то, к чему зовет нас праздник сегодня, найти в его содержании то, что актуально для конкретного возраста и через это и постараться донести напутственный смысл. Именно донести, а не разъяснить. Зажечь сердце, а не преподать дидактическую схему.
Общеупотребительный подход к построению праздника связан с тем, что в стремлении донести до детей содержательную составляющую праздника педагоги зачастую пренебрегают эмоциональной сферой.
Ещё в начале ХХ века выдающийся психолог и педагог, профессор Василий Васильевич Зеньковский отмечал, что источник творческой силы в человеке связан не с интеллектом, не с полученными знаниями: "… творческие недра души, творческие ее силы связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность…"
Интересно, что в традиционной праздничной культуре мы не увидим ставшей обыденной практики разделения участников на зрителей и выступающих. Эмоциональная сторона праздничного действия в прямую зависит от умения включить каждого в общую радость, когда все активны, и никто не демонстрирует перед другими заученного.
Очевидно, что сегодня достаточно актуальна проблема поиска методов такого построения праздников, который бы отличался от привычных форм пересказа и концерта, взывал бы каждого к активному восприятию.
В ходе педагогического поиска коллективом Семейного клуба "Рождество" сложился такой подход к организации праздника, в основе которого - использование воспитательных возможностей интерактивных игровых форм. Благодаря такому подходу, во-первых, решается проблема разделения зала на зрителей и актеров, а во-вторых, дидактическое содержание обретает самую доступную детскому восприятию форму - форму сюжетно-ролевой игры, в-третьих, из года в год, по мере взросления детей, углубляется содержание праздника за счет постепенного перемещение смысловых акцентов в зависимости от возрастных особенностей детского восприятия.
Формы подобной модели праздника могут быть разными:
- большая сюжетная игра по заранее созданному сценарному плану, позволяющая каждому стать свидетелями основных событий праздника,
- тематическое действие, участниками которого становятся все присутствующие на занятии дети и взрослые - развернутая христианская метафора (строим Дом, плывем на Корабле спасения, ищем Путь и пр.),
- своеобразное подведение итогов предшествующего, приуготовительного к празднику, цикла занятий, сценарий которого предусматривает различные вопросы-задания, поиск выхода из "трудных ситуаций", помогающие понять, что останется в опыте детей из содержания занятий,
- спектакли с включением зрителей в действие (с помощью общих песен, диалога, вопросов-задач и пр.),
- тематическое конструирование, совместное творчество,
- приемлемые традиционные формы условного театра (вертеп, плоскостной театр и др.),
- викторины и т.п.
При формировании праздничного цикла в воскресной школе, детском саду, семье, задача обращения и к воспитательным возможностям интерактивных моделей построения действия представляется актуальной. Наряду с привычными концертами и спектаклями, они помогут пробудить в душе ребёнка живое впечатление от соприкосновения с календарным кругом кругом светлых дней.
Источник: "Рождество"; автор: Крячко А.А., руководитель педагогического направления Семейного клуба родительского опыта "Рождество" (г.Москва) |