На главнуюНа главную
Здоровье
Питание ребенка
Развитие ребенка
Служба 09
Воспитание
Будущей маме
Народная медицина


В РУБРИКЕ
Развитие ребенка
Детские учебные заведения
Дошкольные заведения
Группы по развитию детей (кружки)
Детские развивающие игры
Нетрадиционные методы обучения
Книги для детей
Подготовка к школе
Детские товары, уют
Полезно знать
 ПОИСК
   
 НОВОСТИ
Прерывание беременности подобно теракту 23 Апреля, 2009, 15:30

Хотите шикарно выглядеть? Откажитесь от оральных контрацептивов 23 Апреля, 2009, 15:29

Кормление грудью защищает сердце мамы 23 Апреля, 2009, 15:27

Хромосомы влияют на репродуктивную функцию мужчины 23 Апреля, 2009, 15:25

Лекарства от эпилепсии у беременных влияют на интеллект детей 23 Апреля, 2009, 15:23

Возраст первого сексуального опыта передается по наследству 3 Апреля, 2009, 16:38

Лента новостей
Новости заголовками
 РЕКЛАМА

 СТАТИСТИКА



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100 Service Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Женский портал, женских каталог, все для женщин!

 НАША КНОПКА

BabyHelp - в помощь родителям!
Код кнопки
Наши партнеры
 
 
версия для печати

Развитие ребенка :: Детские развивающие игры

Праздник - как составляющая учебно-воспитательного процесса8 Марта, 2006, 14:07

Праздники не просто вносят радость в наши дома. Они сообщают особый ритм духовной жизни человека, открывают духовную и культурно- историческую традицию нашего народа.

В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветие - к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, березки - на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки - на Пасху. У каждого праздника есть "свой" цвет, даже запах, свое особенное звучание, своя музыка…

Опыт духовного размышления и осмысления событий, закрепившихся в календаре праздничными вехами жизни, придет со взрослением. А пока каждый праздник сияет в душе ребенка особенными, памятными образами. Вспомним, как свидетельствует об этом Иван Сергеевич Шмелев в автобиографической повести "Лето Господне":

"Великая суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутренней. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождестве были голубые?.. постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые красные дорожки… на пуховых подушках, в столовой на диване, - чтоб не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, -остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым… Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки… он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: "Воскресение Твое Христе Спасе… Ангели поют на небеси…" и я хожу с ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать…"

Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда… и дивное преображение привычной среды дома… и само изменение расписания будничного строя жизни… и незабываемый цвет, вкус, аромат праздника… Его слово и музыка.

Невозможно не заметить, что именно впечатление - эмоционально-смысловой отклик сердца - сохраняется в душе на долгие годы. Типичный и очень распространенный подход к подготовке праздника для детей не учитывает этого обстоятельства.

Полистав всевозможные сценарии, мы увидим, что большинство из них представляют собой лишь пересказ событий, лежащих в основе праздника. Пересказ этот может быть весьма талантливо написан: в стихах, в прозе, по ролям. Однако опытным педагогам ясно, что праздник-пересказ возможен лишь при первичном знакомстве детей с праздничной вехой. А что на следующий год? А затем? Вновь и вновь пересказывать один и тот же событийный ряд, преследуя дидактические цели, бессмысленно и скучно.

Другое дело - постараться открыть детям то, к чему зовет нас праздник сегодня, найти в его содержании то, что актуально для конкретного возраста и через это и постараться донести напутственный смысл. Именно донести, а не разъяснить. Зажечь сердце, а не преподать дидактическую схему.

Общеупотребительный подход к построению праздника связан с тем, что в стремлении донести до детей содержательную составляющую праздника педагоги зачастую пренебрегают эмоциональной сферой.

Ещё в начале ХХ века выдающийся психолог и педагог, профессор Василий Васильевич Зеньковский отмечал, что источник творческой силы в человеке связан не с интеллектом, не с полученными знаниями: "… творческие недра души, творческие ее силы связаны именно с эмоциональной сферой, откуда и излучается творческая энергия, согревающая и одушевляющая работу ума и нашу активность…"

Интересно, что в традиционной праздничной культуре мы не увидим ставшей обыденной практики разделения участников на зрителей и выступающих. Эмоциональная сторона праздничного действия в прямую зависит от умения включить каждого в общую радость, когда все активны, и никто не демонстрирует перед другими заученного.

Очевидно, что сегодня достаточно актуальна проблема поиска методов такого построения праздников, который бы отличался от привычных форм пересказа и концерта, взывал бы каждого к активному восприятию.

В ходе педагогического поиска коллективом Семейного клуба "Рождество" сложился такой подход к организации праздника, в основе которого - использование воспитательных возможностей интерактивных игровых форм. Благодаря такому подходу, во-первых, решается проблема разделения зала на зрителей и актеров, а во-вторых, дидактическое содержание обретает самую доступную детскому восприятию форму - форму сюжетно-ролевой игры, в-третьих, из года в год, по мере взросления детей, углубляется содержание праздника за счет постепенного перемещение смысловых акцентов в зависимости от возрастных особенностей детского восприятия.

Формы подобной модели праздника могут быть разными:

  • большая сюжетная игра по заранее созданному сценарному плану, позволяющая каждому стать свидетелями основных событий праздника,
  • тематическое действие, участниками которого становятся все присутствующие на занятии дети и взрослые - развернутая христианская метафора (строим Дом, плывем на Корабле спасения, ищем Путь и пр.),
  • своеобразное подведение итогов предшествующего, приуготовительного к празднику, цикла занятий, сценарий которого предусматривает различные вопросы-задания, поиск выхода из "трудных ситуаций", помогающие понять, что останется в опыте детей из содержания занятий,
  • спектакли с включением зрителей в действие (с помощью общих песен, диалога, вопросов-задач и пр.),
  • тематическое конструирование, совместное творчество,
  • приемлемые традиционные формы условного театра (вертеп, плоскостной театр и др.),
  • викторины и т.п.

При формировании праздничного цикла в воскресной школе, детском саду, семье, задача обращения и к воспитательным возможностям интерактивных моделей построения действия представляется актуальной. Наряду с привычными концертами и спектаклями, они помогут пробудить в душе ребёнка живое впечатление от соприкосновения с календарным кругом кругом светлых дней.

Источник: "Рождество"; автор: Крячко А.А., руководитель педагогического направления Семейного клуба родительского опыта "Рождество" (г.Москва)


Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.



Хостинг и сопровождение сайта:  NEWSITE.COM.UA 
Все права защищены © 2003 - 2005 "BABYHELP". Реклама на сайте. Эл. почта: info@babyhelp.kiev.ua