На главнуюНа главную
Здоровье
Питание ребенка
Развитие ребенка
Служба 09
Воспитание
Будущей маме
Народная медицина


В РУБРИКЕ
Развитие ребенка
Детские учебные заведения
Дошкольные заведения
Группы по развитию детей (кружки)
Детские развивающие игры
Нетрадиционные методы обучения
Книги для детей
Подготовка к школе
Детские товары, уют
Полезно знать
 ПОИСК
   
 НОВОСТИ
Прерывание беременности подобно теракту 23 Апреля, 2009, 15:30

Хотите шикарно выглядеть? Откажитесь от оральных контрацептивов 23 Апреля, 2009, 15:29

Кормление грудью защищает сердце мамы 23 Апреля, 2009, 15:27

Хромосомы влияют на репродуктивную функцию мужчины 23 Апреля, 2009, 15:25

Лекарства от эпилепсии у беременных влияют на интеллект детей 23 Апреля, 2009, 15:23

Возраст первого сексуального опыта передается по наследству 3 Апреля, 2009, 16:38

Лента новостей
Новости заголовками
 РЕКЛАМА

 СТАТИСТИКА



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100 Service Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Женский портал, женских каталог, все для женщин!

 НАША КНОПКА

BabyHelp - в помощь родителям!
Код кнопки
Наши партнеры
 
 
версия для печати

Развитие ребенка :: Детские развивающие игры

От цвета к букве, от буквы к слову19 Мая, 2006, 08:09

Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение? Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша? Нужны ли вам лишние заботы? А для чего тогда нужна школа? Как помочь ребенку вырасти умным и способным?

К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение "элитным" образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки.

Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические способности ребенка усваивать новое начинают угасать. Подумайте - когда малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? С 2-3 месяцев до 5-6 лет! Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так.

Могу предложить несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название "словесного" чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.

Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия.

У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама - было бы желание, - много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день).

В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным "скотчем" - так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку!

С 6 месяцев начинается второй этап знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А - в красный, О - в желтый, У - в смесь синего и зеленого, Ы - в коричневый, Э - в смесь желтого и зеленого.

Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ "звукобуквами" (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую "визитную карточку", и во многих языках она четко определена. Подобные "визитки" выявлены и для русского языка.

Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Если не получается найти предмет (Ы - ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: "Это окно - буква О" и т.п. читайте звук, а не название буквы!

С 9-10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать "на зуб" и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения.

Сейчас в продаже есть печенье "Азбука" в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели - усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: "Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква..." и т.д. и т.п.

Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные - самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.

Третий этап начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я - в красный, Ю - в смесь синего и красного, Е и Ё - в зеленый, И - в синий. Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. Помните: связь с предметом обязательна!

Если ваш ребенок "молчун-философ" и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы.

К четвертому этапу переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л - в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М - в красный, Н - в голубой.

Пятый этап скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, - скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б - в белый, В, Г - в синий, Д - в черно-белый (серый), Ж - в желтый, З - в зеленый цвета.

Шестой этап - глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ - в черно-белый, С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный, Й - в синий, Ъ - в белый, Ь - в синий.

Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка.

Седьмой этап можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически - это даст необходимый навык): найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это не под силу - пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом); найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА).

Восьмой этап - собственно "словесный". Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: "Что здесь написано?"

Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и обратная связь - от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (стена, дверь, окно).

Можно даже поиграть с карточками - прикрепить на папу "папа", на маму "мама" и т.д., потом незаметно поменять надписи - пусть ребенок сам заметит "ошибку" и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром "обходит владенья свои" и ищет, что же появилось нового?!

Время от времени устраивайте "ночные ураганы". Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали "читать" знакомые слова.

Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант "урагана", когда таблички будут не сорваны, а перепутаны - развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше.

Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного одним словом - гриб, тыква, дом и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию - пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.

Девятый этап - найте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например: нос, рот, дом, зуб, дым, бок.


Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.



Хостинг и сопровождение сайта:  NEWSITE.COM.UA 
Все права защищены © 2003 - 2005 "BABYHELP". Реклама на сайте. Эл. почта: info@babyhelp.kiev.ua