Во многих программах для детей с отставанием в языке особо выделяется роль взрослых и общее значение устных вопросов взрослых к детям, предусматривающих использование различных интеллектуальных навыков. Учеными высказывались аргументы, что подобными вопросами взрослые могут оценить способности ребенка и помочь их дальнейшему развитию. Этот подход применяется, например, в работе Марион Бланк и Джоан Таф.
Однако в работе группы Томаса Корэма из Лондонского университета прозвучало сомнение в эффективности устных вопросов взрослых, обращенных на навыки детей. В обзоре других работ и докладе о собственных исследованиях Барбара Тайзард утверждает, что повседневный стиль требовательности взрослых в общении с детьми неэффективен для стимуляции обучения ребенка. Группа выявила проблему в том, что дети не обязательно (или вообще не) отвечают на вопросы своих воспитателей. Согласно наблюдениям, которые группа проводила в домашних условиях, тот же ребенок гораздо активнее говорит дома с матерью.
Одним из практических выводов был такой, что дети, перегруженные взрослой речью, могут учиться очень быстро, чтобы избегать ответов на вопросы или отвечать лишь несколькими словами. Пытаясь осмыслить различные программы и элементы исследования в поле общения взрослого и ребенка, полезно помнить некоторые руководящие принципы:
а) дети много берут от взрослых, поэтому важно, сколько и как те говорят с детьми;
б) принятие взрослыми на себя активной роли в форме требовательного стиля общения с детьми нашло отражение в специальных программах, направленных на обучение детей в некоторых областях знания;
в) нет свидетельств тому, что такой требовательный стиль в качестве основной части повседневного общения взрослых с детьми, действительно помогает им обучаться быстрее, а на деле он может и мешать;
г) наибольшую требовательность взрослых лучше оставить для специальных игровых занятий с детьми;
д) взрослым надо обязательно следить за своей речью. Это, однако, не значит, что любое и каждое общение с ребенком должно иметь дидактическую цель. Дети имеют такое же право отдохнуть и позабавиться, как и взрослые, проводящие с ними время. Перебор в требовательности создает довольно тяжелую атмосферу.
Уже отмечалось, что взрослые чересчур полагаются на устную речь, стараясь, чтобы дети говорили. Полезно всегда помнить, что именно важно в общении взрослого с младенцем, и знать, что это, в основном, относится и к общению с более старшими детьми. Некоторые исследователи и практики очень заинтересовались общением матери и младенца. У младенцев с хорошим развитием способностей к общению постоянно проявляются отдельные важные особенности:
а) между матерью и младенцем идет двустороннее общение - поначалу это обмен улыбками, потом - звуками;
б) важным элементом этого общения является то, что мать и дитя вступают в него по очереди, и дитя усваивает правила очередности;
в) мать реагирует на сигналы ребенка, и ребенок усваивает ряд способов привлечь внимание, начать общение и поддержать его.
Эти мысли об элементах общения можно соотнести с тем, что ранее говорилось о риске перегрузить детей взрослой, речью. Если взрослый в разговоре доминирует и определяет тему вопросами, то беседа становится односторонней, а общение несбалансированным. Очередность сокращается или контролируется взрослым, а сигнал, что ребенок хочет общения, лишь изредка принимается взрослым во внимание. Некоторые дети, похоже, более способны терпеть ограниченное общение, а отдельные ограничения вроде бы неизбежны - когда взрослый работает с группой, но он не должен удивляться, если детей не очень увлекает такое ограниченное общение.
Вероятно, недостаток программ, по общению детей и взрослых состоит в том, что часто взрослые нечутки и друг к другу, неудивительно, что они не слушают и детей. Стоит снова упомянуть о значении серьезного внимания взрослых к детям.
Ребенок, даже не достигший пяти лет, чувствует, когда взрослый его не слушает. И не потому, что тот отвернулся, когда малыш говорит. Даже самая благорасположенная речь взрослого в конце может оказаться бесполезной, если он не удостаивает ребенка вниманием, не показывает, что слушает, согласуя свои слова с тем, что сообщает ребенок.
Одно из главных воздействий на развитие речи детей оказывает речь взрослых. Это проявляется по-разному. Очень большое значение имеет то, старается ли взрослый говорить с детьми или же для них. Это касается как беседы с малышом, который еще не говорит, такие беседы с ребенком, уже освоившим навыки речевого общения. Необходимо предоставлять детям возможность отвечать в любой удобной для них форме. Разговор взрослого с ребенком, короткий или длинный, принесет наибольшую пользу, если учитываются языковые способности малыша. Конечно, речь взрослого всегда должна быть свободной от всего непонятного для ребенка. Непонимания не возникает, если взрослые всегда будут готовы объяснить, выразить что-то по-иному, если они умеют замечать признаки, свидетельствующие, что малышу что-то неясно.
Речь детей развивается успешнее, когда взрослый старается сделать беседу приятной для них. Неизбежны, конечно, моменты, в которые в речи взрослых звучит "Нельзя! ", но преобладать должны все же периоды, когда беседа - источник удовольствия и развлечения.
Взрослые могут помочь своим подопечным, прислушиваясь к себе. Важно осознать, какое разнообразие мы можем сообщить своей речи. |