Речь взрослого - это главный источник информации для детей, причем информация может идти как от взрослого к ребенку, так и наоборот.
С самого раннего детства, обучая ребенка простейшим понятиям, родители пользуются устной речью. Этот способ наиболее приемлем, если идет речь о развитии у ребенка умения говорить. Для развития детской речи взрослые могут использовать такие методы: вопросы, рассказ и описание, размышление и воображение.
Вопросы
Взрослые часто запрашивают информацию у детей: "Ты не видел мою сумку? " или "Хочешь еще пирожок?" Эти вопросы требуют от ребенка простых ответов "да" и "нет". По сути, это закрытые вопросы. Для ответа на открытый вопрос нужно больше одного-двух слов, и взрослым надо стараться задавать вопросы обоих типов. Несомненно, некоторые вопросы требуют прямых, однозначных ответов. Их мы применяем, если нужно проверить, знает ли ребенок, допустим, цвета или названия предметов. Но при любой возможности нужно заменять закрытый вопрос открытым. Например, если ребенок нарисовал картинку, взрослые обычно спрашивают: "Что это?". Идет односложный ответ: "Цветок" или: "Собака". А если спросить: "Как же ты сумел нарисовать такую прекрасную картину?", то такой вопрос требует развернутого ответа и побуждает ребенка говорить.
Рассказ и описание
Рассказывать что-то ребенку - это не просто давать информацию. У рассказа более детальные, описательные свойства. Это может быть сказка, легенда или просто рассказ "об одном мальчике", или "из жизни папы, когда он был маленьким".
Чуткий взрослый легко может побудить ребенка к описанию, а также к воображению и планированию событий. Можно использовать картинки, кубики и просить ребенка рассказать: "Что делают птички сейчас?", "А что они делали вчера?", "А что они будут делать завтра?", "А кто у них есть дома?" и подобное. В результате возникает описание или рассказ, составленный уже самим ребенком. Можно также начать рассказывать сказку и попросить ребенка ее продолжить. Обычно детям очень нравятся такие занятия. Не забудьте только похвалить их потом.
Размышление и воображение
Иногда детям нужно подсказать, что слова могут стать потоком воображения. Взрослому надо быть готовым использовать свою речь как подсказку к размышлению. Например: "Интересно, что тут происходило?", "А что, по-твоему, будет дальше?" или "Скажи, что случится, если я положу ледышку в чай?" Польза речи проявляется на многих игровых занятиях - рассказах по картинке или сказке, игры с машинами, кукольные пьесы, игры с водой или строительные игры. Все это можно использовать в фантазийном контексте. И главная роль взрослого - поддерживать действие, отбросив всякие предрассудки о том, что это "несолидное притворство и ребячество". |