"Ну что, достал?". "Побегать пришлось…". Муж гордо выкладывает на стол покупки: четыре коробки деревянных кубиков с картинками-головоломками на гранях, несколько тюбиков темперы, баночку бесцветного лака… Мы начинаем загадочную для непосвященных работу: новенькие кубики складываем в тазик с водой, отмачиваем картинки. Затем тщательно просушиваем кубики, шлифуем шкуркой, красим, сверяясь со схемой в изрядно затрепанной ксерокопии. Покрываем лаком. В разгар работы в комнату заглядывает бабушка: "Чем это вы занимаетесь?" "Мы для Анютки развивающие игры делаем. По системе Никитиных". Бабушка обреченно крутит пальцем у виска и уходит. На дворе – зима 1989 года…
Замечательные педагоги, Борис и Лена Никитины вошли в нашу жизнь за два года до этого, в 1987 году, когда родилась наша старшая дочь. Идеи Никитиных были необычны, оригинальны, в чем-то даже экстравагантны, но мне, двадцатилетней, показались здравыми и разумными: с первых дней жизни малыша раздевают на время кормления грудью. Малыш прижимается к теплому материнскому боку и не мерзнет. Кроме того, сосание для младенца – серьезный физический труд, который тоже хорошо согревает. Дети, которых кормят голышом, не засыпают у груди, активно сосут, во время кормления хорошо проветриваются все складочки, и малыша не мучают опрелости. После кормления малютку тепло одевают, и он мгновенно засыпает. Со временем периоды бодрствования становятся длиннее, соответственно удлиняются и сеансы закаливания. Не болея, быстро развиваясь физически, малыш со временем начинает обгонять своих сверстников и в интеллектуальном развитии.
И вот, едва получив дочурку из роддома, я устраиваю первый сеанс закаливания "по-никитински": раздев догола, прикладываю к груди в более чем прохладной комнате. Мне очень страшно: вокруг нет никого, кто бы мог поделиться со мной опытом. Но девочка явно довольна, и я решаю продолжать. Спустя полгода дочурка в одних трусиках вовсю ползает по квартире, понемногу начинает осваивать наш маленький домашний спорткомлекс… Низкий поклон дорогим Борису Павловичу и Лене Алексеевне. Ни на секунду не пожалела я, что воспользовалась их методикой закаливания и физического воспитания новорожденных. За семнадцать лет трое моих детей болели в сумме едва ли больше десятка раз. А такие напасти, как пневнония, гнойные отиты, ангины и вовсе обошли наш дом стороной.
Сегодня, когда раннее развитие из новомодной диковинки превращается в норму, и любой мало-мальски заботливый родитель не понаслышке знаком трудами с Глена Домана, Марии Монтессори, Рудольфа Штайнера, слава Никитиных стала как-то блекнуть. Все чаще раздаются голоса, что, мол, и в системе-то Никитиных не было ничего особо оригинального, и из детей их вундеркиндов не получилось… Опросы показывают, что сегодня лишь 5-7 процентов родителей кладут в основу воспитания своих детей систему Никитиных.
Как известно, нет пророка в своем отечестве: чуткие ко всяким педагогическим новшеством японцы сделали систему Никитиных одной из базовых детсадовских программ. В Германии создан институт Никитиных. Книги Никитиных переводятся на многие языки мира и выдерживают десятки переизданий.
О семье Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Сонный подмосковный поселок Болшево в шоке. Не привыкшие ни к каким новшествам консервативные обыватели только и говорят, что о семье Никитиных. Мало того, что вопреки всем приличиям Никитины рожают одного ребенка за другим (скоро их будет уже семеро). Возмущает другое. Эти люди берут на себя ответственность растить, закалять и учить своих детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.
Это казалось невероятным: никитинские дети, пышущие здоровьем, босиком бегали по снегу, выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные отцом, Борисом Павловичем, самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, перескакивали через классы...
Сейчас Никитиных нередко обвиняют в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни Эйнштейнами, ни Лобачевскими. Стоило ли, мол, копья ломать? Думается, в первую очередь обвинять следовало не Никитиных, а Систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди. Как, скажите, могли реализовать свои таланты такие дети, учась в заурядной подмосковной школе эпохи застоя? Куда, скажите, могли они поступить после этой школы, не имея ни протекций, ни связей, ни денег?
Конечно, в системе Никитиных были явные недочеты, о которых писали впоследствии и они сами: по сути, это была система технократического воспитания; здесь растили будущих инженеров, мастеров-золотые руки, а гуманитарная, эстетическая сторона практически отсутствовала. Но игры и пособия, которые были разработаны в те годы Борисом Павловичем Никитиным, поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям "Сложи узор", "Сложи квадрат" или "Уникуб".
Никитины были первыми – и очень долгое время единственными – кто писал у нас не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Они нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять Системе, для которой дети были только что не собственностью государства, где по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни ребенка, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством вымуштрованных этой Системой педагогов. Тот, кто не забыл те годы, поймет, что для этого требовалась, пожалуй, не меньшая смелость, чем для того, чтобы распространять самиздат или выйти на Красную площадь с антисоветским транспарантом.
Но Борис Павлович Никитин в своем протесте идет и дальше: еще в конце 50 годов он во главе группы педагогов-новаторов обращается в различные инстанции, неустанно говоря о том, что то советская авторитарная школа не отвечает требованиям времени, тормозит развитие детского интеллекта, на корню душит в ребенке инициативность, стремление к творчеству, научному поиску. Педагог выносит на рассмотрение общественности и чиновников проекты радикальной реформы образования. Нетрудно догадаться, что ответом ему были репрессии, клеветническая компания в прессе, практический запрет заниматься педагогической деятельностью (в течение многих лет Борис Павлович мог работать лишь учителем труда в сельской школе).
И все же, Никитины продолжают проводить свои принципы в жизнь. Именно тогда, в 60-70 они закладывают основы российской родительской педагогики. "Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития… Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям" – пишут сами о себе педагоги. В работах Б.П. Никитина – неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, "производственных" игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику "домашнего театра" в решении задач духовного и творческого воспитания и множество других приемов и рекомендаций
В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители – еще в те, советские годы – впервые начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей. Что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.
Сегодня уже нет необходимости отдирать картинки от деревянных кубиков, чтобы сделать игры Никитиных. Их легко можно купить в магазине. И думаю не будет преувеличением сказать, что игры Никитиных должны быть в каждой семье, где есть маленькие дети и любящие родители. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. Этот Дон Кихот российской педагогики всю жизнь посвятил борьбе с ветряными мельницами косной системы отечественного просвещения. И если хоть что-то в этой системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку.
Источник: http://www.rebenok.com, Ася Штейн |