Штайнер был философом, Монтессори - врачом, Борис и Лена Никитины - просто родители, воспитавшие семерых детей. Их методика не рождалась научно, как теория или система. Они "проживали" и "переживали" каждое свое открытие и делали их, просто стремясь вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными, гармоничными, счастливыми. И лишь постепенно, с изумлением обнаруживая в своих детях удивительные возможности для развития всех сторон личности, внимательно прислушиваясь и присматриваясь к ним, они складывали свои наблюдения в концепцию.
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но...не опаздывайте и, помогая... думайте сами.» Б.П.Никитин.
Борис Павлович Никитин (1916-1999г.г.). Окончил Военно-воздушную академию им.Жуковского в 1941г. С 1949 года вышел в отставку и начал свою научную и педагогическую деятельность. Его жена Лена Алексеевна, родилась в 1930г. Окончила Московский областной педагогический институт в 1954г. Работала учительницей в школе, а затем библиотекарем и заведующей в Болшевской библиотеке. На протяжении своей совместной жизни они воспитали 7 детей и 17 внуков. С момента рождения первого ребенка (1959г.) ими было предпринято много смелых поступков, в свое время вызвавших много толков. Семья Никитиных воплощала в жизнь идеи о значении ранней тренировки ума и тела. Они честно и открыто писали об отношениях в всоей семье не скрывая трудностей, делились способами их преодоления. Наследие Никитиных огромно, ознакомившись с их работами, каждый может найти новые идеи и подходы в интеллектуальном и физическом развитии ребенка, в воспитании и социализации детей. Их методика, на протяжении многих лет, используется в различных детских дошкольных учреждениях. Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Павлович сформулировал так: "Возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если они "не нужны", то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать - и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс - НУВЭРС". НУВЭРС - необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей - ключевое слово методики Никитиных.
Отсюда раннее плавание, раннее ползание и хождение, раннее чтение. Предлагать то или иное новое действие ребенку стоит не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес. Важно не пропустить этот интерес. Он в 3 месяца тянет ручки из кровати и крепко обхватывает любой предмет - ему предлагают подтягиваться за перекладину. Он в год интересуется буквами, которые учат старшие дети, - ему предлагают свой набор букв. Но если он, вопреки учебникам, не проявляет в 3-4 месяца интерес к твердой пище, его не торопят.
Не ограничивать развитие рамками и предписаниями - первое требование. Свободное движение - основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. Таким образом, манежи и родительские страхи мешают развитию, домашний спорткомплекс - помогает.
Второе требование - не делать ЗА своего малыша то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное - увеличивает веру в себя. Каждое самостоятельное решение, каждый самостоятельный выбор - творческий акт. Даже такая простая бытовая задача, как открыть дверь, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив ее вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед.
И концепция Никитиных, и метод Монтессори предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом "сделать это самому". Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не давать образец, не показывать, как надо. Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" ребенка только одобрением правильного решения. Сорадование - это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.
Книги педагогов-новаторов, давно стали настольными для большинства родителей, педагогов, врачей разных стран:
Никитины Л.А. и Б.П. «Мы и наши дети» Никитина Л.А. «Отчий дом» Никитина Л.А. «Я учусь быть мамой » Никитин Б.П. «Развивающие игры» Никитина Л.А. . «Мама или детский сад» Никитины Л.А. и Б.П. «Резервы здоровья наших детей» Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитина Л.А. . «Исповедь» Никитин Б.П. «Детство без болезней» |