Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах, былинах, сказках.
Меткий и образный русский язык особенно богат сказками. Их тысячи. Как на крыльях они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Различны эпохи породившие сказки. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлялись в чеканных народных былинах и сказаниях. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины и уродство предрассудков.
"Вечером слушаю сказки- и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"- записал А.С. Пушкин в 1824г. в Михайловском. Драгоценными историческими документами называл русские сказки В.Г. Белинский, подчеркивая при этом их социальное звучание. Еще об одной важной особенности сказок- их способность "заглядывать вперед", выдумке писал А.М. Горький: "О коврах самолетах, фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэроплана, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и электромотора".
Формы и жанры народной прозы не менее разнообразны, чем поэзии: это предания и легенды (включая древнейшие из них- об основании Киева о Евпатии Коловрате, о граде Китеже, пословицы, поговорки, заговоры, загадки и конечно в первую очередь сказки).
Сказки- прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии явлены в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенком, слово о сказке удивляло даже самых взыскательных художников.
В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве как только начинает говорить. Школьник встречается со сказками и в букваре, и в первых книгах для чтения и при изучении литературы в старших классах, когда знакомится с произведениями писателей- классиков. Из сказок подросток узнает, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждаются насилие, разбой, коварство, черные деяния. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека о светлом понятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты.
В своей работе я сделал попытку охарактеризовать русские народные сказки в целом, раскрыть их идеи и образы, показать особенности сказочного стиля.
I Ученые по разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие ее виды- сказочную прозу. Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходиться не одна из сказок? Ведь даже в детской прибаутке о том, как таракан дрова рубил, а долгоногий журавль на мельницу ездил, не говоря о преданиях и легендах, есть фантастический вымысел и занимательность. Без фантастики немыслима не одна сказка. Такое понимание близко нашим обиходным понятиям о сказке. Мы и сегодня желая указать на несоответствие какой- нибудь речи истине, говорим, что она- сказка. Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К.С. Аксанов. говоря о различии между сказками и былинами он писал: "Между сказками и песнями, по нашему мнению лежит резкая черта. Сказка и песня различны изначала. Это различие установил сам народ, и нам всего лучше прямо принять то разделение, которое он сделал в своей литературе. Сказка- складка (вымысел), а песня- быль, говорит народ, и слова его имеют смысл глубокий, который объясняется, как скоро обратим внимание на песню и сказку".
Аксаков считал что самое характерное для сказок- вымысел, причем сознательный вымысел. С этой трактовкой сказок не согласился известный фольклорист А.Н. Афанасьев: "Нет сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира". Афанасьев был прав, хотя и исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки.
Известный советский сказковед Э.В. Померанцева приняла эту точку зрения: "Народная сказка (или казка, байка, побасенка)- эпическое устное художественное произведение преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, передания и былички, т.е. от рассказов преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они иногда "ни были".
Правильны ли эти определения? "Складка", сознательная установка на вымысел, "целеустановка на развлечение", сочетающаяся с обращением к необычному в повествовании, - все это невозможно признать достаточным для определения сказки. Было время, когда в истину сказочных повествований верили также непоколебимо, как мы верим сейчас историко- документальному рассказу и очерку: Автор новейшей книги "Образы восточно- славянской волшебной сказки Н.В. Новиков привел многочисленные свидетельства собирателей фольклора, которые признавали существование и веры в языческое чудесное". Однако очень часто сказочники сказку считали вымыслом. Поэтому Новиков что признак "верят или не верят рассказчик и его слушатели в реальную возможность" сказочных чудес, не может быть сочтен определяющим для сказки. Сказка независимо от этого обстоятельства "остается" сказкой".
Источник: http://www.skazki.org.ru |