Среди родителей есть сторонники раннего обучения детей. Они опираются на некоторые научно доказанные факты. В самом деле, по данным специалистов, огромная часть общего развития умственных способностей человека происходит до 7 лет, причем на возраст до пяти лет приходится половина. Но этот факт отнюдь не означает, что детей нужно обучать детей чуть ли не с пеленок, хотя имеются и подобные исследования. Оказывается, уже к 4 годам ребенка можно обучить не только считать, читать и писать, но и вполне хорошо набирать тексты. Уже первоклассников можно обучить решать сложнейшие алгебраические уравнения, а третьеклассников подготовить к изучению азов высшей математики. Можно, но нужно ли?
Всем ясно, что человек должен быть гармонически развит. Но если сделать основной упор на раннее развитие интеллектуальной сферы (абстрактного мышления) и это может привести к обеднению эмоционального, и нравственного развития, убьет его творческую фантазию. Мы можем так вырастить маленьких "старичков", творчески бескрылых, недоразвитых нравственно и эмоционально опустошенных.
Неумение понимать произведения искусства не позволяет человеку не только получать от них наслаждение и радость, но, что гораздо важнее, не позволяет ему достигнуть полной человеческой зрелости, которая невозможна без широкого кругозора и приобщения к духовной культуре человечества. Именно поэтому, утверждают ученые, невозможна замена эстетического развития эрудицией в какой-либо научной области. Еще нужно крепко подумать, кто кого обгоняет в развитии: четырехлетка, которому под силу интегралы и дифференциалы, или ребенок, который в этом возрасте решает такую "философскую" проблему, как "почему небо голубое, а трава зеленая?". "Стадия вопросов", характерная для детей-дошкольников, чрезвычайно важна для всей последующей жизни человека.
Именно "детскость" в подходе к явлениям природы помогла Эйнштейну (он сам об этом говорил) открыть теорию относительности. Именно детское "почему?", возможно, помогло Лобачевскому опровергнуть очевидную ранее аксиому о параллельных прямых.
А как это необходимо для воспитания любви к родной природе. Вспомним хотя бы известное стихотворение Н. Заболоцкого о девочке, которую внезапно очаровал окружающий мир природы и остался с ней навсегда.
Кроме того, против раннего обучения есть возражения и чисто физиологического порядка. Известно, что только к 6-7 годам головной мозг ребенка достигает величины мозга взрослого человека. Обучение ребенка в то время, когда у него активно продолжает расти, увеличиваться в объеме головной мозг, опасно еще по той причине, что у "растущего" мозга недоразвиты защитные механизмы и учебная нагрузка может привести к перенапряжению подвижности нервных процессов, вызвать невротическую реакцию.
Конечно, в наше время сказывается феномен акселерации, благодаря чему стало возможным говорить о начале обучения с 6 лет. Сейчас этот вопрос практически решен. Тем не менее подобное обучение производится в особых специальных условиях (часто на базе детских садов) - с соблюдением необходимой осторожности, с чередованием учебного труда и отдыха, с использованием в должной мере игровых ситуаций, с постепенным вовлечением детей в учебный процесс.
"Зная о больших психофизиологических возможностях ребенка, - сказал по этому поводу академике А. В. Запорожец, - мы выступаем против неразумного их использования. В последние годы в связи с успехами психологии и педагогики раннего обучения за рубежом да и у нас появились сторонники максимального искусственного форсированного развития у дошкольников. Предлагают, например, вводить весьма интенсивные физические упражнения уже для детей первого года жизни, обучать грамоте двухлеток, формировать сложные абстрактные понятия у детей 4-5 лет. Предложения такого рода представляются мне в научном отношении необоснованными, практически - опасными. Во-первых, мы имеем дело с растущим, еще неокрепшим организмом, и перегрузки, ведущие к переутомлению, могут в этом возрасте гибельно сказаться на всем последующем физическом и нервно-психическом развитии. Во-вторых, особо благоприятные условия для формирования определенных психических качеств, имеющих важное значение не только для настоящего, но и для будущего, создаются постепенно - от года к году. Осторожность, строго научный метод ученых-педагогов, воспитателей, родителей определяют успехи дошкольного воспитания, которое призвано не просто формировать, а подлинно обогащать детское развитие".
Однако встречаются семьи и с обратными установками раннему обучению. Особенно часто возникает такая установка, когда родители передоверяют воспитание детей бабушкам и дедушкам с невысоким уровнем образованности.
Иногда детей настолько от всего оберегают, настолько обихаживают и лелеют, что они к шестилетнему возрасту не только ни одной буквы или цифры не могут написать, они самостоятельно не могут - ни пуговицы пальто застегнуть, ни ботинки зашнуровать, а бывает, и руки самостоятельно не могут вымыть. Эти дети часто и далее отстают в развитии, попадают они практически сразу же в число неуспевающих. Они не могут освоить самых элементарных вещей: правильно скопировать в тетради выведенные учителем кружочки, крючочки, палочки - палочки разъезжаются, у кружочков не сходятся концы, даже строчку они зачастую удержать не могут, пишут вкривь и вкось, а проблема в том, что у них не тренирована рука. Задерживаются в развитии также дети из тех семей, где воспитанию уделяют минимальное внимание, где дети предоставлены сами себе, растут безнадзорными, испытывая не только эмоциональный, но и информационный голод.
Между тем практика показала, что детям, которые приходят в школу, не умея читать, не зная счета, труднее освоиться с требованиями начального образования. Они с первых дней плетутся, что называется, в хвосте, да и во взрослой жизни становятся не теми, кем могли бы стать.
У ребенка, научившегося читать до школы, утверждал В. А. Сухомлинский, вырабатывается очень ценное умение: его зрительное и умственное восприятие слова и части предложения опережает произношение вслух. Читая, ребенок одновременно и думает, осмысливает, сопоставляет.
Однако дошкольное обучение должно проходить хотя и целенаправленно, но совершенно незаметно для маленького человека, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Кто-то из психологов шутливо заметил в связи с этим: покажи двухлетнему ребенку какую-нибудь букву, изобразив при этом крайний восторг, он сразу же и на всю жизнь запомнит ее. В какой-то мере шутка справедлива и для более старшего возраста.
Чтобы не растеряться с первых же дней учебы, малыш должен заранее приобрести ряд необходимых навыков: гигиенических, бытовых, самообслуживания. Он должен быть обучен вежливому обращению, как с взрослыми людьми, так и со сверстниками, должен быть подготовлен к жизни в коллективе - умению общаться, слушать и не перебивать не только учителя, но и товарищей по классу.
Для успешного овладения письмом необходима достаточная сформированность мелких движений кистей рук и пальцев. Помочь этому может вся та "мелкая" работа по дому, от которой порою оберегают малышей: помыть посуду, перебрать ягоду для консервирования, расставить книги на полке, уложить вещи в рюкзак или чемодан, почистить обувь, прибрать игрушечный уголок, даже как можно раньше самому научиться одеваться.
К этому времени, по исследованиям психологов, ребенок с нормальным темпом интеллектуального развития должен овладеть определенным объемом знаний и умений. Сюда относится способность к элементарным обобщениям, ребенок должен уметь определять форму и величину предметов и их положение в пространстве, знать временные соотношения, а также единицы измерения времени, определять времена года, иметь представление о количестве, должен понимать ситуацию на рисунках и картинах и достаточно связно ее характеризовать.
Этот краткий, но практически достаточный "интеллектуальный портрет" малыша перед поступлением в школу родители должны тщательно обдумать и обсудить, лучше заблаговременно. Все ли совпадает? Или есть упущения, которые следует наверстать? Или у малыша не выработаны какие-то знания и способности, тогда необходимо бить тревогу. В редких случаях допустима даже отсрочка начала обучения.
Для определения интеллектуального уровня маленького человека можно использовать и такой простой метод: совместно просмотреть несколько "мультиков". От того, как реагирует ребенок, как разбирается в ситуации, показанной на экране, как пересказывает и объясняет эти ситуации, прежде всего их смысл, как отвечает на ваши вопросы, должны зависеть и выводы, и решения. Только беседуйте спокойно, не кричите на ребенка, если что-то не так, не подсказывайте ему, чтобы "улучшить показатели", не подтасовывайте фактов, не обманывайте прежде всего самих себя. Если ребенок не "вытягивает", значит, он не вполне подготовлен к школе. Задержка ли это темпа психофизического развития или другая причина - может определить только специалист, к которому необходимо незамедлительно обратиться. |