Сентябрь для родителей будущих первоклассников должен начинаться минимум в апреле, а лучше, если начинать думать в сентябре, примерно за год до поступления ребенка в школу. Не забывайте: вы ищете не просто учебное заведение, а место, куда ваше любимое чадо будет ходить каждый день в течение многих лет. И именно от этой школы зависит очень многое в его дальнейшей судьбе.
Совсем недавно, когда мамы и папы нынешних дошкольников сами были детьми, выбор был не особенно широк: или районная школа по месту прописки, или одна из немногих спецшкол – языковая или физико-математическая.
Сегодня есть из чего выбирать. В Киеве учебных заведений для детей школьного возраста больше тысячи. В нескольких словах расскажем об их специфике.
Школа-сад. Очень популярна в Киеве. Создается на базе того детского сада, куда ходит ребенок. Собственно, это начальная школа, куда ребенок поступает по окончании детского сада. Такие школы имеют возможность не только для учебы, но и для полноценного отдыха детей (например, дневной сон, различные игры и игрушки). Дети легче приспосабливаются к школе – так как вокруг все знакомое.
Прогимназии. Здесь занимаются подготовкой детей к поступлению в гимназию. Обычно создаются на базе гимназий.
Гимназия. Это классическое образование в средней и старшей школе с акцентом на изучение предметов гуманитарного цикла. Собственно гимназическое образование начинается с пятого класса, первых гимназических классов не бывает. Существуют и общеобразовательные школы с гимназическими классами. В любом случае, сначала дети идут в начальную школу, затем уже поступают в гимназию или гимназический класс.
Лицей. В этом образовательном учреждении старшая школа сориентирована по профессиональному признаку. Лицеи работают в тесном контакте с определенными вузами, совместно с преподавателями которых разрабатываются учебные программы. Часто преподаватели этих вузов работают в лицее и выпускные экзамены в ряде случаев засчитываются как вступительные.
УВК - учебно-воспитательный комплекс. Сочетает в себе дошкольное и школьное образование. Как правило, УВК работают по схеме «детский сад - начальная школа» или «детский сад - средняя школа». И сад, и школа могут находиться в одном комплексе, а могут - и в отдельных корпусах на достаточном расстоянии друг от друга. Программа УВК интегрирована, она призвана облегчить ребенку привыкание к школьным порядкам и сделать переход из дошкольного периода в школьный максимально мягким.
С одной стороны, УВК – почти идеальный вариант для поступления в школу. С другой – здесь есть одна маленькая деталь: как правило, в УВК типа «детский сад - начальная школа» первые классы формируются на основе подготовительных групп. И, если отношения в группе у ребенка не сложились, были напряженными или проблемными, он лишен возможности начать дружбу в новом школьном коллективе с учетом наработанного опыта. Зачастую какое-либо происшествие или неосторожно брошенное в адрес маленького человечка воспитателем замечание становится штампом, который продолжает существование в школьных стенах. Так что внимательно изучите положение дел, поговорите с вашим малышом и, если обстановка в группе не кажется вам благоприятной, дайте ему возможность начать все сначала в другом, уже школьном коллективе.
Статус школ - экспериментальных площадок или школ-лабораторий присваивается учреждениям как правило, городского подчинения, которые отрабатывают определенные программы в качестве эксперимента.
О первой учительнице и разнице между качеством и престижем.
Есть давно уже сформулированное правило, которым стоит руководствоваться, отдавая ребенка в первый класс: для будущего первоклассника ищем не школу, а учительницу. В начальной школе с детьми работает в основном один преподаватель – именно на него, на его личные и профессиональные качества и надо делать ставку родителям. И помните, что от первой учительницы вашего ребенка во многом зависит то, как сложится его школьная судьба.
Еще одно важное замечание: в области образования разница между качеством и престижностью значительно больше, чем в остальных областях. То есть, если вы покупаете автомобиль или чайник престижной марки – это практически всегда гарантированное качество. Со школами этот подход не всегда верен.
Из чего может складываться представление о престижности заведения? Из наличия автобуса, забирающего деток утром от порога дома, а вечером доставляющего их обратно. Из полного пансиона и возможности оставить ребенка в стенах школы и на каникулы. Из мощной охраны, одетой в униформу, или из верховой езды и латыни как обязательных предметов в школьной программе. Может быть, из ресторанного меню в буфете, из звучного англо-американского названия и супервысокой платы за обучение. Но все перечисленные условия – показатель вашей кредитоспособности, но они не являются, к сожалению, гарантией высокого качества образования.
Есть школы, которые, например, часто упоминаются в прессе. Если директор сумел создать интересный педагогический коллектив, подобрать учителей, сплотить их как единомышленников – учиться в такой школе и приятно, и престижно. Бывает также, что школа когда-то считалась престижной. Действительно давала ученикам качественное образование, но потом по каким-то причинам – сменился директор, а новый не смог достойно продолжить дело предшественника, ушли три-четыре ведущих преподавателя, а заведение хорошим продолжает считаться по инерции.
А случается, что о хорошей школе не знает никто, кроме учащихся в ней детей и их родителей. В ней есть молодой, но очень профессиональный директор, сложился хороший педагогический коллектив, способный передавать качественные знания, а также благоприятный для обучения микроклимат, но она находится, например, в удаленном от центра города районе. И все-таки есть вес основания считать обучение в такой школе престижным.
То есть, резюмируя, можно сказать: дорого – это необязательно хорошо, далеко от центра – необязательно плохо. Связь между престижностью и качеством есть, но не всегда. Ваша задача – сделать правильный выбор, руководствуясь разумными идеями. А для этого за поиски школы надо взяться максимально серьезно, не жалея времени и сил.
Поступление в школу – судьбоносное решение, которое ребенок принять сам за себя еще не в состоянии и вся ответственность лежит лично на родителях.
Начинаем искать
Узнать о наличии хорошей школы можно несколькими способами. Например, можно опросить соседей и знакомых. Если же вы просто хотите получить информацию о поступлении в ту или иную школу или сориентироваться в учреждениях, ближайших к вашему дому, позвоните в Управление образования соответствующего района и задайте интересующие вас вопросы. Это очень грамотный подход, так как в каждом районо есть кураторы, которые могут сообщить вам, когда и в каких школах бывают дни открытых дверей. Надо только позаботиться обо всем заранее, чтобы в случае, если вам не понравится изначально выбранный вариант, было время найти и рассмотреть другие.
В любом случае, школу, в которую вы хотите отдать своего ребенка, надо увидеть своими глазами, так как все познается в сравнении. Отобрав адреса учреждений, о которых вы что-либо узнали или просто ближайших к вашему дому, отправляйтесь «на разведку». Подойдите к понравившейся вам школе во второй половине дня, погуляйте возле нее, попытайтесь попасть внутрь. Обращайте внимание на все, даже на мелочи. Ведь во многом из них складывается едва ли не самое важное – атмосфера.
Как разговаривают между собой дети? Как обращаются к ним учителя – по именам, или по фамилиям, как к солдатам? Принято ли здесь разговаривать на повышенных тонах? Обижают ли старшие младших? Читают учителя прилюдно нотации старшеклассникам? Словом, ваша задача – понять, готовы ли люди в этой школе уважать друг друга.
Чисто ли около школы или замусорено, как ведут себя дети на переменах, нет ли рядом опасных зон (заводов, заброшенных пустырей, нерегулируемых дорог) – это параметры безопасности пребывания ребенка в школе, которые следует учитывать.
Но предмет вашего пристального внимания – ученики последнего класса начальной школы – третье- или четвероклассники и их учителя, ведь именно к кому-то из них вы отдадите в следующем сентябре вашу радость. Выходит учительница с детьми в фойе или они спускаются сами? Как школьники заканчивают свой день – стремятся как можно скорее покинуть стены учебного корпуса и уйти домой? Какие лица у детей? Хмурые, напряженные или оживленные и довольные? Многих учеников встречают родители, пообщайтесь с ними, попробуйте узнать, чем стала для них начальная школа? Чередой неприятных открытий? Каторгой бесконечного выполнения уроков и каникулы в том числе? Насколько они довольны сложившимися к третьему классу отношениями детей? А знания? Делятся дети с родителями новостями, рассказывают, что сегодня «проходили»? Были серьезные конфликты между детьми и учительницей? Как их разрешали? Внеклассная жизнь как-то организовалась, ребятам есть что вспомнить об этих первых школьных годах? Конечно, надо сделать скидку на субъективное восприятие родителями ситуации, но в целом у вас есть вес шансы составить представление о том, что ждет вашего ребенка в выбранной вами школе.
На что еще нужно обратить внимание, попав в школу? Во-первых, как к вам отнесутся, как вас встретят. Во-вторых, поинтересуйтесь документами. И понаблюдайте, как отреагируют на вашу просьбу: если с радостью продемонстрировали, все объяснили – значит, все в порядке. Если под каким-либо предлогом попытаются скрыть, например, учебный план – насторожитесь. Ведь в вашей просьбе ознакомиться с документами отказать вам не должны. Как положительный пример, можно привести школы, в которых копии всей документации вывешены в фойе.
Негосударственное учебное заведение
Если родители твердо решили отдать ребенка в негосударственное образовательное учреждение, то им следует обязательно ознакомиться:
· с лицензией учреждения на образовательную деятельность;
· с государственной аккредитацией;
· четко определить, какой аттестат выдает это учебное заведение – государственный или государственного образца;
· посмотреть базовый учебный план школы.
Теперь подробнее. Лицензия на право ведения образовательной деятельности - это хорошо, но мало. Лучше, если учебное заведение уже прошло государственную аккредитацию, которая предоставляется лишь через три года после получения лицензии и дает право на выдачу документов об образовании государственного образца. Это такой же документ, как и государственный, но на нем нет символики. Если школа не имеет аккредитации, то дети получают документы негосударственного образца. В них нет государственной печати, и государственный вуз их не примет. Чтобы получить аттестат государственного образца, выпускники таких учреждений сдают экзамены в специально назначенных для этого школах-экстернатах.
Что касается базисного учебного плана, то с ним надо ознакомиться, чтобы понять, чему, собственно, в школе учат. Если школа прошла государственную аккредитацию, то базовый учебный план у нее будет совпадать с государственным. Помните, если вы идете туда, где нет аккредитации вы всегда рискуете. Причем своим ребенком. Лучше поищите школу с аккредитацией.
Необходимые документы и возможные процедуры
Документы, которые необходимы для приема в школу:
· медицинская карта,
· копия свидетельства о рождении ребенка;
· паспорт одного из родителей,
· фотографию ребенка.
Любые конкурсные вступительные экзамены запрещены. В первый класс идет запись, а не поступление.
Тестирование может проводиться только после зачисления ребенка в школу (после того, как мама или папа написали и отдали заявление) и только в присутствии родителей.
Никаких специальных навыков и знаний новоявленный ученик на собеседовании демонстрировать не должен. Собеседование призвано не проверить, умеет ли ребенок читать или писать, а определить, насколько он в принципе готов к обучению в школе. У малыша спрашивают имя, фамилию, возраст. Могут спросить, как зовут маму и папу, и где они работают. Никаких ограничений типа «в этот класс принимаются дети, умеющие читать и писать», быть не должно.
Собеседование длится 20-30 минут и проходит обязательно в присутствии кого-то из родственников. Не должно быть большого количества преподавателей и специалистов – ребенок может испугаться и замкнуться. На собеседовании могут присутствовать: директор, завуч, учитель начальной школы, логопед. Последний бывает особенно необходим в «языковых» школах, так как дефекты произношения осложняют обучение иностранному языку.
К тестам, которые применяются на собеседовании в некоторых школах, равно как и к уровню профессиональной подготовки психологов, их применяющих, очень много вопросов. Родители, присутствующие на собеседовании, должны знать: они имеют право оспорить процедуру собеседования. Если вы видите, что вопросы или тесты не соответствуют реальным возрастным нормам, смело выступайте с протестом. Не стоит доходить до абсурда, скандала, но и молчать не надо.
Каковы законные основания для отказа в приеме ребенка в школу?
Во-первых, это отсутствие медицинской карты. Такой подход продиктован здравым смыслом: вряд ли кто-то захочет, чтобы вместе с его ребенком учился никогда не посещавший педиатра малыш. Во-вторых, вам могут отказать в приеме в школу с углубленным изучением иностранного языка, если у сына или дочери есть логопедические проблемы.
Родители, которые уже выбрали школу для своего ребенка, заранее должны узнать, когда в ней начинается прием заявлений в первый класс. Потому что третья причина, по которой вам на совершенно законных основаниях могут отказать в приеме, - это перегруженность школы. То есть, если при нормативе в 25 человек в класс набрано 28 – вам откажут из-за нехватки мест. В каждом районо есть специалист по наполняемости школ, в этом случае надо обратиться за информацией именно к нему. Вам порекомендуют школы, в которых еще есть места.
Приводим еще две рекомендации. Не пугайте ребенка школой: «Детский сад закончился, школа - это серьезно», «Хватит играть – ты уже школьник» или «Если ты будешь плохо учиться, с тобой никто не будет дружить». Он и так, скорее всего, взволнован гораздо больше вас. Ваши замечания могут сыграть дурную роль – ребенок перестанет верить в себя и свои способности. Лучше убедите кроху, что учиться очень интересно и не только из-за отметок.
Понять, как происходит процесс обучения, каков стиль общения учителя и детей, какие методы близки педагогу, можно, проведя несложный эксперимент. Попробуйте предложить вашему первоклашке поиграть в «школу». Учениками могут стать любимые игрушки или вы с родственниками, а вот учителем обязательно должен быть ребенок. Спровоцируйте «учителя» сделать вам замечание, похвалить за хороший ответ, отпустить в коридор посреди урока. Как правило, дети прекрасно умеют изображать своих наставников, так что через полчаса вы будете располагать достаточной информацией, чтобы понять, насколько в школе все благополучно. Вам стоит серьезно насторожиться, если малыш наотрез отказывается поиграть в школу. Видимо, ситуация неприятна ему до такой степени, что он предпочитает не возвращаться в нее даже в игре. В этом случае стоит подробно «расследовать» сложившееся положение, если отношения с другими детьми или с учительницей у ребенка не сложились, следует серьезно подумать о переводе его в другую школу или другой класс, так как ежедневный школьный стресс чреват далеко идущими последствиями.
Прочитав рекомендации и опираясь на собственный опыт, а порой и интуицию, найдите для своего ребенка школу. Помните только, что хорошая – это необязательно та, в которой преподают греческий и латынь, а все дети – отличники. Хорошая школа – это та, в которой каждый, независимо от оценок, может реализовать свои лучшие качества. |