Чтобы ребенок был способен, умел спокойно сидеть на уроке в школе, внимательно слушать и подчиняться строгому режиму учебных занятий, заранее надо вырабатывать у него усидчивость. Постепенно, систематически полезно приучать его к ежедневным занятиям с пластилином, рисованию, вышиванию, внимательному слушанию чтения. Необходимо следить за правильным чередованием подвижных и тихих игр. После занятий обязательно требуйте от ребенка, чтобы он убрал все игрушки, тетради, карандаши. Это поможет выработать аккуратное обращение со своими вещами.
С первого же дня занятий следует научить школьника аккуратно и бережно обращаться с тетрадями и книгами: обертывать их в светлую бумагу, не пачкать их, не перегибать переплет. После окончания уроков первоклассник должен сложить книги и тетради на определенное место, а те, которые потребуются на завтра в школе, уложить в ранец.
Школьники младшего возраста любят брать в школу больше книг и тетрадей, чем это нужно. Из-за этого им приходится носить слишком тяжелый ранец. Следите за тем, чтобы дети брали с собой только то, что необходимо по расписанию.
Постоянное ношение школьниками тяжелых портфелей или сумок отрицательно сказывается на осанке ребенка. Вот почему школьникам, особенно младшего школьного возраста, рекомендуется пользоваться ранцами, которые являются более гигиеничными и исключают возможность возникновения различных искривлений позвоночника.
Очень важно воспитать у ребенка бережливое отношение к своей одежде. Необходимым условием является переодевание школьной одежды после возвращения из школы домой. Обувь должна быть вычищена и поставлена в определенное место.
Никогда не следует кричать или принимать меры физического воздействия за те или иные проступки ребенка, унижая его - взрослый тем самым проявляет свое бессилие в воспитание школьника и в то же время может способствовать нарушению у него нормальной деятельности нервной системы. Нужно уважать ребенка. Им очень болезненно воспринимаются все упреки и оскорбления, особенно в присутствии посторонних. Если дети поступают неправильно, надо спокойно разъяснить ошибочность поведения и дальнейшие нежелательные последствия.
Очень важно, чтобы дети понимали требования взрослых. Родители обязаны терпеливо разъяснить им, что хорошо, а что плохо, какое значение все это имеет для их здоровья и будущей жизни. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть посильными для него и едиными со стороны всех взрослых членов семьи.
Обязательным условием нормального воспитания школьника является постоянная связь родителей со школой, то есть непосредственный контакт с классным руководителем, врачом школы.
Совместное наблюдение за ребенком дает возможность обеспечить индивидуальный подход к ученику, что позволит искоренить те или иные дурные привычки, предупредить неуспеваемость.
Необходимо постоянно расспрашивать ребенка о его школьных делах, проверять дневник, соответствующим образом реагировать на плохую оценку, разобраться в ее причине, порадоваться вместе с ним хорошей оценке, похвалить его.
Взрослые с точки зрения своего жизненного опыта часто недооценивают волнения школьника, его переживания. Умение жить интересами и заботами своих детей - одно из непременных условий искренней дружбы между родителями и детьми.
Очень важным, едва ли не решающим фактором воспитания в семье является труд. Поэтому в режиме дня школьника необходимо предусматривать время для помощи в семье, например, давать ребенку посильные поручения и строго следить за их выполнением. |