Для большинства родителей огромное счастье подготовка ребенка к школе, наблюдение первых шагов на большой дороге знаний.
Но это не только радость и счастье. Это вместе с тем огромные заботы и труд. Потому что воспитание начинается в семье, с того момента, как ребенок осмысленно посмотрел на мир и осознал сам себя как живое, активное, деятельное существо.
Иногда приходится слышать от родителей: зачем учить ребенка до того, как ему идти в школу. Лучше, чтобы он не забивал себе голову раньше времени. Эту глубокую ошибку, к сожалению, разделяют и многие учителя. Они даже говорят родителям: не учите ребенка, мы его все равно будем переучивать. Известны случаи, когда ребенок приходил в школу, умея бегло читать, а учительница требовала чтения по слогам и ставила ребенку двойки.
Родителям, особенно молодым, следует овладеть элементарными знаниями как о школьном, так и о дошкольном воспитании. У вас родился ребенок. Вот он уже узнает папу и маму, улыбается, становится на ножки, делает первый шаг. Все четче выговаривает слова, связывает их в предложения, смотри на мир широко распахнутыми глазами: все ему хочется знать, все попробовать, ко всему прикоснуться собственными руками.
На глазах родителей происходит большое чудо природы и общественной жизни: ребенок становится человеком. Но этот процесс происходит очень медленно. Сравнительно с другими высшими животными у человека самый длительный период беспомощности - ему нужен постоянный присмотр родителей. Эта длительная беспомощность - великое чудо природы. Возраст от рождения до 10-11 лет - это период младенчества центральной нервной системы. Человек рождается с неоконченной в своем развитии нервной системой. Чтобы четырнадцать миллиардов клеток коры полушарий головного мозга, с которыми рождается ребенок, стали человеческим мыслящим мозгом, природой и отведен этот период младенчества нервной системы.
В этот период ребенок и становится человеком. Науке известно свыше 30 случаев, когда маленьких детей похищали дикие звери (волки, львы), дети жили несколько лет среди зверей и потом возвращались к людям в возрасте от 10 до 17 лет, и никто из них не стал человеком. С большим трудом удалось некоторых из них научить нескольким десяткам слов - и все.
Это один из убедительных доводов, что именно от рождения до 10 - 11 лет в мозге ребенка происходят глубокие внутренние изменения, благодаря которым он становится человеком. Если в этот период нет надлежащего воспитания - ребенок не будет хорошо подготовлен к школе. То, что было утеряно от рождения до 7-8 лет, потом не наверстаешь.
В практике работы школы был пример работы с мальчиком, который в детские годы был лишен настоящего воспитания. Он был первым и единственным сыном у родителей. Материальные условия в семье были прекрасные. Сына можно было отдать в детский сад, но родители боялись, что там за ним будут плохо смотреть. Бабушка была хорошим, добрым человеком, но беда в том, что это был единственный человек, с которым ребенок оставался наедине. Бабушка плохо слышала, а потом совсем оглохла. С весны до осени мальчик играл на улице. Для него отгородили часть двора, принесли песок, купили игрушки. И родители, и бабушка были озабочены тем, чтобы мальчик был одет, обут, накормлен. Все было, на первый взгляд, прекрасно, но не было самого главного - той человеческой среды, из которой ребенок узнает об окружающем мире. Мальчику хотелось узнать все: куда летает ласточка, что она приносит деткам, что делает шмель на цветке и т. д. Но все эти вопросы так и не были высказаны, потому что ни мать, ни отец не интересовались самым главным - миром мыслей ребенка.
Когда этот мальчик пришел в школу, он был хорошо развит физически, но учителей удивила и обеспокоила ограниченность его представлений, языка, чувств. Мальчик не имел представления о самых элементарных вещах, например, о том, что посаженое дерево нужно поливать, иначе оно засохнет. Впечатляло равнодушие, ограниченность чувств: мальчик ломал игрушку, чтобы посмотреть, что там у нее внутри, не задумываясь о том, что кто-то будет плакать о сломанной игрушке. Мальчик не умел считать до десяти, с большим трудом выучил буквы и еле научился читать. Вот к чему привело отсутствие надлежащего воспитания.
Готовя ребенка к будущему обучению в школе, нужно прежде всего обращать внимание на богатство духовной жизни, воспитание и развитие ума. Нужно всячески стимулировать и развивать детское любопытство и заинтересованность. Не отмалчивайтесь если ребенок обращается с вопросами. Проводите больше времени с ребенком. Для ребенка прогулка с родителями в лес, в поле - целый мир открытий.
Обращайте внимание ребенка на явления, которые кажутся нам привычными. Ребенок, например, засмотрелся на полет голубя, скажите ему: посмотри, садится ли голубь на ветки деревьев. Ребенок станет наблюдать, изучать, заметит, что голубь не садится на дерево. Заметит и удивится. А дальше начнет думать - разовьется мышление.
И самое главное - чтобы ребенок никогда не оставался одиноким. Рядом с ним должны быть старшие - прежде всего родители. И эти родители и сами должны знать немало, чтобы ответить на бесконечные «почему». Советуем родителям запастись энциклопедиями и книжками для детей, чтобы быть в состоянии ответить на самые неожиданные вопросы малыша. |