На главнуюНа главную
Здоровье
Питание ребенка
Развитие ребенка
Служба 09
Воспитание
Будущей маме
Народная медицина


В РУБРИКЕ
Развитие ребенка
Детские учебные заведения
Дошкольные заведения
Группы по развитию детей (кружки)
Детские развивающие игры
Нетрадиционные методы обучения
Книги для детей
Подготовка к школе
Детские товары, уют
Полезно знать
 ПОИСК
   
 НОВОСТИ
Прерывание беременности подобно теракту 23 Апреля, 2009, 15:30

Хотите шикарно выглядеть? Откажитесь от оральных контрацептивов 23 Апреля, 2009, 15:29

Кормление грудью защищает сердце мамы 23 Апреля, 2009, 15:27

Хромосомы влияют на репродуктивную функцию мужчины 23 Апреля, 2009, 15:25

Лекарства от эпилепсии у беременных влияют на интеллект детей 23 Апреля, 2009, 15:23

Возраст первого сексуального опыта передается по наследству 3 Апреля, 2009, 16:38

Лента новостей
Новости заголовками
 РЕКЛАМА

 СТАТИСТИКА



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100 Service Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Женский портал, женских каталог, все для женщин!

 НАША КНОПКА

BabyHelp - в помощь родителям!
Код кнопки
Наши партнеры
 
 
версия для печати

Развитие ребенка :: Подготовка к школе

Что оценивает оценка3 Мая, 2005, 22:03

Главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять. Увы, нередко педагоги и родители делают все наоборот - во многом в силу того, что в процессе учебы принято ставить оценки. И далеко не всегда оценивание знаний и умений ребенка происходит адекватно…

Понятно, что еще далеко до тех времен, когда в школе отменят оценки вообще - как минимум нужно, чтобы вначале придумали какой-то иной способ отчета учителей перед администрацией и показатель деятельности школы в целом. Пока же ничего лучшего не придумали, как делать это именно с помощью оценок: мол, у такого-то учителя в классе столько-то отличников и хорошистов, а столько-то двоечников и троечников, значит - хорошо работает учитель или плохо. Таким образом оценки влияют на реноме всей школы и в той или иной степени на зарплату каждого учителя. Понятно, что такой способ в общем-то необъективен: с одной стороны, учителю иногда нужно поставить ученику заниженную оценку в дидактических целях, а с другой стороны, педагог порой бессознательно будет иной раз оценки завышать (Как сказал один умудренный опытом ученик - "учителя не любят ставить двойки, потому что их за двойки ругают").
Но тем не менее педагоги превратили оценку в суперценность. В практически единственное мерило способностей и интеллекта ученика (особенно если учесть, что сами же они эту оценку и ставят). И в результате учебный процесс постепенно вырождается в погоню за баллами - иногда буквально любой ценой. А на бегу нередко теряются сами знания…
Школьная программа состоит из получения фактических знаний и формирования различных умений и навыков, но к сожалению, навык логического мышления занимает в этой программе далеко не первое место. (Более того, иногда вообще можно подумать. что для иных наших педагогов логически мыслящий ученик - скорее досадное явление, чем приятное). Понятно, что формировать систему оценок проще всего по наличию фактических знаний: помнишь дату Куликовской битвы - молодец, пять, не помнишь - садись, два. А на самом деле такое механическое запоминание никак не стимулирует развитие логики и интеллекта. Но зубрилка в этом случае имеет больше шансов стать отличником. чем тот, кто действительно много знает, а главное, пользуется знаниями разумно.

Как-то на экзамене один из школьников не сумел написать сходу какую-то формулу. И преподаватель пригрозил ему двойкой. На что ученик ответил: "Ну зачем мне ее помнить, минуту, я сейчас ее выведу…" Учитель в ответ: "Мне не нужно, чтобы ты ее выводил каждый раз, а нужно, чтобы ты ее знал!" И поставил двойку… Но скажите, неужели парень не знает этой формулы? Он знает ведь на самом деле не только конечный результат, но и то, откуда что берется, и способен воспроизвести весь процесс расчета. Однако педагогу нужно, чтобы ученик выпаливал наизусть порой бессмысленно затверженный набор знаков и символов (хотя опять же, для такой информации есть справочники, если уж не можешь вывести самостоятельно). Но так или иначе - экзамен ученик "не сдал"…

Вообще сами оценки порой полностью лишены логики. Самый распространенный пример, известный не одному поколению школьников: тетрадку или дневник забыл дома - два!

Одна учительница пыталась объяснить "логику" такой оценки: "Да они тетрадки забывают дома тогда, когда домашние задания не сделали!" Как-то по такой же логике педагог вкатила двойку одному шестикласснику - мол, явно не выполнил дома письменных упражнений… Парень проревел всю перемену - просто не знал, как иначе себя защитить. Практикантка из пединститута, случайно проходившая мимо, выяснила истинное положение вещей: оказывается, вчера у мамы был день рожденья, и мальчик в качестве подарка пообещал маме хорошо учиться. А для начала сел и выполнил упражнение по русскому языку - длинное и непростое. Проверил все слова по словарю, чтобы не было ошибок. Постарался написать аккуратно, чтобы учительница не снизила оценку за помарки. И единственное, чего не догадался сделать - собрать с вечера портфель с учебниками. В результате утром парнишка ушел в школу, мама на работу., а тетрадь с вожделенным заданием осталась дома на столе. Более того, мальчик, обнаружив это, подошел к учительнице и предупредил, на что получил "резонный" ответ - двойку… Что-то пытался доказать, но педагогша была непреклонна - видимо, "защищала свой авторитет". Вот такой получился подарок маме…
На большой перемене мальчик в сопровождении практикантки сбегал домой, принес злосчастную тетрадь, показал учительнице и попросил: "Зачеркните двойку!" На что она ответила: "Ну нет. Задание делал, молодец, а двойка - чтоб не забывал больше нужные вещи…"

Ситуация имеет продолжение невеселое: во-первых, мальчик получил серьезную психотравму, и о дальнейшем доверии к учителям, а то и ко всем взрослым, вряд ли пойдет речь дальше. Потом, явно эта двойка не научит его "не забывать вещи" - точно так же, как теряет свою дидактическую суть любое наказание, когда оно несоразмерно проступку и столь же незаслуженно болезненно: оно вызовет не осмысление поступка, а сопротивление. И третье, самое главное для школы: мальчик теперь вряд ли захочет хорошо учиться. …

Часто оценки влияют не только на учебу, но и на адаптацию детей в классе вообще. Для ребенка очень важно с первых дней в школьном коллективе приобрести определенный статус. Поначалу, когда детишки еще не умеют разобраться, кто на самом деле чего стоит, этот статус определяется оценками взрослых, то есть школьными отметками. И если первоклассник получил двойку, особенно незаслуженно, это может стать причиной того, что в школу он больше идти не захочет. Поэтому у многих учителей начальных классов есть хорошая практика: в первые полгода учебы вообще не ставить отметок, а плохими оценками и в дальнейшем не злоупотреблять.

Многие учителя говорят, что оценка должна являться "стимулом к учебе". Но простите, когда за забытую тетрадь с домашним заданием (причем выполненным не формально, а действительно с прилежанием) ставят двойку без разговоров - это стимул? К тому же само понятие стимул тоже имеет не самое положительное значение. Кстати, вы знаете, что такое стимул? В Древнем Риме погонщик волов, если ему казалось, что волы тащат груз слишком медленно, тыкал их, извините, в заднюю часть тела такой заостренной палочкой. Вот эта палочка и называлась "стимул". Таким образом, наверное, и человеку не очень приятно, когда его пытаются "стимулировать" острым концом палки в мягкое место.
И наверное, в большинстве случаев школьная оценка становится в первую очередь символом - символом определенной власти педагога над учеником и символом его необходимого подавления, манипулирования и т.п. Не инструментом дидактики, а способом наказания…

Причем даже отличные отметки тоже становятся своего рода наказанием - во многом для тех, кто их получает. Прежде всего, когда человека, получившего пятерку, учитель непременно ставит в пример всему классу " Вот как надо учиться, а вы все…" - он таким образом противопоставляет этого отличника всем остальным ученикам. Понятно, что это вряд ли отразится положительно на общении отличника с классом (вспомните девочку, которой доверяли проверять тетради за то, что она хорошо училась). А потом, у некоторых педагогов и детских психологов есть даже такое понятие - "наркомания отличника". Имеется в виду самая настоящая зависимость от пятерок - в конце концов, ученик, который стремится любой ценой получить "отлично", перестает добывать знания как таковые и обращает внимание только на то, чтобы за его действия был выставлен высший балл. Увы для этого, как правило, нужно проявлять одинаковый интерес ко всем предметам (а точнее сказать, не проявлять особого интереса ни к одному из них), а во-вторых, озаботиться не знаниями, а умением подлаживаться под требования каждого конкретного педагога. Поэтому ничего удивительного в том, что из отличников порой вырастают не самые успешные люди.

Плюс к тому оценка откровенно подавляет индивидуальность. Сколько угодно примеров, когда ученик откровенно интересуется одним предметом, но хуже относится к другому, и когда у него по одному предмету пятерки, а по другому тройки и даже двойки - учителя говорят, что он учится неровно, и как любое нестабильное явление, вызывает настороженность по отношению к себе. А то и просто в глаза называют шалопаем. А тот, у кого по всем предметам ровненькие пятерки-четверки - тот гордость школы и радость учителей, хотя ни по одному предмету может ничего особо не знать, кроме того, что фактически требуется в рамках школьной программы… Именно поэтому в последнее время в ВУЗах задумались о целесообразности того, чтобы принимать золотых и серебряных медалистов с меньшим числом экзаменов - увы, зачастую эти медали отражают именно способность к зубрению и умение угодить ограниченным требованиям школьной программы, а сверх программы - ничего, в том числе и необходимого в ВУЗе логического мышления.

Можно возразить: мол, школа оценивает не человека, а знания. Как бы не так! То, что забыл пресловутую тетрадь дома - растяпа, значит - два. Не за знания, а за человеческие качества! То, что учится хорошо - значит, и сам по себе хорош, значит, надо возвышать априори перед всем классом - мол, берите с отличника ВО ВСЕМ пример… Да та же пятерочная наркомания, когда "отлично" становится самоцелью, собственно на том и основана, что приятным становится не само получение высшей отметки, а то, что это фактически воздвижение на высшую ступеньку именно личности ученика, а не его знаний. Тем более что оценки - как плохие, так и хорошие - ставятся на виду у всего класса. Именно то, что детей "оценивают" в присутствии особо значимых для них людей, превращает эту процедуру в пытку. Таким образом учитель оценивает не знания, а личность! Не говоря уже о том, что все это неделимо, и знания есть качества личности…

Кстати, один из примеров того, что оцениваются именно человеческие качества - оценки по физкультуре.

Вот пример: девушка заканчивала школу всего с тремя четверками в аттестате - остальные пятерки. А по физкультуре выходила тройка - хотя ученица не пропустила фактически ни одного урока и в принципе старалась. Беда в том, что девочка страдала третьей степенью ожирения (ей в школе было и так не сладко, она хотя бы хорошей учебой, кстати, пыталась доказать, что она не хуже других). Когда к учителю физкультуры пришла мама девочки, тот сказал : " как бы ваша дочь ни старалась, я никогда не поставлю ей оценку по своему предмету выше тройки: потому что видно, как она относится к физкультуре! Относилась бы хорошо - не была бы такой жирной!…" И это, что называется, открытым текстом, не спрашивая ни о причинах полноты (которая вполне может быть гормональная), ни о здоровье девочки, ни о чем другом. Вот увидел учитель ученицу, она ему не понравилась - и все. Хороших оценок не жди, как ни старайся.

Точно так же, если у кого-то из учеников личностный конфликт с педагогом по тому или иному предмету - хороших оценок тоже наверняка не видать, благо у каждого педагога всегда есть к чему придраться, было бы желание.

Итак, зачастую школьные оценки, что называется, "не соответствуют истине". Это самый первый постулат, который требуется выучить не только самому ученику, но и родителям. А уж если родители требуют исключительно пятерок и за любую другую оценку ругают, а то и шлепают - в конце концов ребенку просто страшно станет учиться. Не стремитесь сделать из ребенка круглого отличника. Во-первых, вырастет не всесторонне образованная личность, а обыкновенный зубрила. Во-вторых, не отнимайте права на ошибку. Из-за этого даже во взрослой жизни у людей остается так называемый комплекс отличника: стремление обязательно получить одобрение любым способом, и порой не совсем порядочным. И, в-третьих, такой комплекс напрочь убивает в человеке лидерские качества.

В общем понятно, почему именно родители становятся заинтересованной стороной при оценивании их ребенка (помните, ребенок делал своей хорошей учебой подарок МАМЕ?). Потому что изначально повелось так: если ребенок почему-то учится плохо - то однозначно считаются плохими и его родители, а если учеба у ребенка успешная и поведение хорошее - хорошо оцениваются и папа с мамой. Понятно, что в первом случае родителям просто неприятно ходить лишний раз в школу, потому что их сразу с порога встречают чем-то вроде :"А-а, это пришли родители того самого кошмарного Иванова, которые…" и смотрят изначально обвиняюще. Родители в таком случае вообще чуть ли не стремятся откреститься хотя бы в школе от собственного чада: мол, он сам по себе, мы к его поведению и учебе никакого отношения не имеем - а что тут удивительного: кому приятно, когда его ругают, и только? А родители какого-нибудь отличника Петрова приходят в школу большей частью для того, чтобы послушать - какой хороший у них ребенок и значит, какие молодцы сами родители. А в результате учителя жалуются, что родители отличников буквально днюют и ночуют в школе, при том, что особо "работать" с ними и не надо. А маму и папу отпетого двоечника на аркане к учителю не затащишь… Ну наверное уже понятно, почему. Так что родителям стоит сразу поставить вопрос так: успехи и неуспехи нашего ребенка - это не наш злой умысел, и если у него что-то не получается, мы придем к учителю затем, чтобы услышать где и что поправить, чем помочь, а не затем, чтобы получить дозу нравоучений и приказ "встаньте в угол, нерадивые родители" (более того, часто в таком случае родители и на общие собрания не ходят, потому что кому нравится, когда взрослых людей при всех ставят в угол…) Опять вспомним разговор о наказании - вернее, о той ситуации. Когда наказание производится не в дидактических целях, а ради унижения "объекта" или для выплеска эмоций педагога. И в результате хорошо, если не приводит ни к чему, а то и ухудшает ситуацию…

Мы уже не раз говорили, что получается, когда основным смыслом жизни родителей становится воспитание детей. Но это явление очень частое. И именно этим родителям особенно неприятно, когда их на собрании перед остальными отчитывают, как школьников (вообще стоит заметить, что такой тон беседы на собрании - черта многих учителей, которые, стоя перед классом, забывают, что перед ним не ученики, а взрослые люди, партнеры в деле воспитания детей, и вовсе не обязательно отчитывать их и поучать). Таким образом и получается, что любая двойка становится для ученика поводом для страха и в том числе перед реакцией родителей. А иному ребенку с такой оценкой вообще страшно идти домой, потому что там его отчитают по полной программе, а то и просто изобьют… В отдельных случаях (которых, к сожалению, немало) плохая оценка вообще становится поводом для детского суицида: ребенка прежде всего низко оценили как личность (а не его знания), во-вторых, сделали это перед всем классом, а в-третьих, теперь хоть домой не приходи… Вот и получается, что оценки в принципе становятся даже опасными.

…Понятно, что ждать, пока Министерство образования отменит все оценки (несколько экспериментальных школ, увы, не в счет) - неразумно: тут должно пройти не одно десятилетие (и наверное, не один неприятный инцидент по этому поводу…) Но одно "противоядие" в рамках семьи можно применить уже сейчас. Изначально настройтесь вместе с ребенком на то, что оценки - это явление очень относительное и необъективное. Разумеется, не стоит прививать ребенку откроенного нигилизма и презрения, не стоит давать повода для того, чтобы вообще не учиться или дразнить учителей, - нет, предложите ребенку поставить перед собой другую задачу: получить не отличную отметку, а именно знания, умение мыслить, делать выводы, пользоваться полученными данными в реальной жизни себе на благо. В конце концов, после школы он будет получать другие "оценки" - социальные, материальные, семейные. И они будут для него важнее, чем несколько троек в "аттестате зрелости"… И соответственно, сами относитесь к невысоким оценкам со вниманием, но не со скандалом. Не делайте из пятерки культа - гораздо важнее, чтобы ребенок сам чувствовал, что он чему-то УЧИТСЯ, а не стремился просто ПОЛУЧАТЬ высокие отметки, за которыми на самом деле ничего и нет!

Источник: http://www.naritsyn.ru, Нарицын Н.Н., врач-психотерапевт, психоаналитик, из книги "Про детей и их родителей"


Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.



Хостинг и сопровождение сайта:  NEWSITE.COM.UA 
Все права защищены © 2003 - 2005 "BABYHELP". Реклама на сайте. Эл. почта: info@babyhelp.kiev.ua