Сочиняем сказки
Этот раздел посвящен развитию речи ребенка. Способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию — важные условия и показатели общекультурного развития ребенка. Как уже говорилось, в российских школах преобладает обучение, построенное на общении через слово (в отличие, например, от программированного, где обучаются по схемам и можно просто выбрать нужный ответ из нескольких предъявленных, или школ западного образца, где педагог и ученик взаимодействуют посредством письменных заданий).
Развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение являются важными критериями усвоения знаний. Чтобы ученик хорошо понимал учителя и умел быстро и отчетливо отвечать ему, необходимо развивать речевые навыки ребенка, расширять его словарный запас. Добавим, что умение говорить' публично — весьма полезный для людей различных профессий навык, требующий отдельной тренировки во взрослом возрасте, возникает у школьника легко и естественно.
Детская речь отличается от взрослой. К моменту поступления в школу ребенок уже легко объясняется предложениями, а не отдельными словами, и полностью усвоил грамматический строй языка — умеет ставить сложные падежи, число существительных, адекватно выбирать время глагола и пр. Он понимает значение многих частей слова, особенно уменьшительно-ласкательных суффиксов "енок", "ица", охотно придумывая новые слова. Высказывания и неологизмы (новые слова, придуманные детьми, во все времена давали материал для рубрик "Говорят дети". Невозможно забыть, например, "Ко мне, бизон!" (комбинезон) или "чепупаху", придуманных нашими талантливыми детьми. При этом в детской речи преобладают существительные и глаголы — указания на то, кто действует и что происходит, а обстоятельства, условия происходящего чаще опускаются.
Первой возрастной особенностью речи дошкольника является ситуативность — стремление описывать только наличные события без обобщения сказанного. Мышление ребенка конкретно, это выражается и в его речи. Попробуйте спросить его, как прошел день, — ребенок будет в затруднении, но он легко расскажет Вам о частных событиях — о том, каких детей встретил, перескажет Вам беседы с ними, расскажет, что ел на завтрак, обед, ужин и т.п. Поэтому для уточнения его состояния необходимо задавать очень частные, конкретные вопросы и лишь затем делать выводы. Впрочем, ребенок может переходить и к более обстоятельной — контекстной — речи, если перед ним ставится конкретная задача.
Общаясь с другими людьми, ребенок дошкольного возраста обычно полагает, что партнер тоже видит и знает, о чем идет речь, — эта особенность развития дошкольника называется детским эгоцентризмом (в переводе — обращенность к себе). Подобно тому как совсем маленький ребенок может показывать Вам картинку, обращая ее изображением к себе, дошкольники не вводят Вас в ситуацию, а рассказывают о ней так, как видят ее сами, полагая очень многое само собой разумеющимся. Более того, достаточно часто, особенно в затруднительных ситуациях, они просто разговаривают сами с собой ("А теперь эту синенькую детальку прикрепим, а теперь это колесико" и т. п.).
Третья отличительная черта речи дошкольника — ее непосредственность: ребенок высказывается непроизвольно, импульсивно, не отдавая себе отчета в том, к кому и в каких условиях он обращается. Как правило, речь состоит из отдельных высказываний, обращенных к кому-то близкому, который уже знает, что имеется в виду, и необходимость в развернутом повествовании отпадает. Однако при подготовке к школе полезно учить ребенка объясняться последовательно и распространенно.
Занятия по развитию устной речи ребенка проходят весело и увлекательно, тем более что период дошкольного детства характеризуется особой чувствительностью (сенситивностью) к языковой стороне общения и бурным словесным творчеством. Желаем Вам убедиться в многоодаренности Вашего ребенка во время работы над игровыми заданиями, которые мы Вам предлагаем!
На одну букву. Игра для обогащения словарного запаса
В эту игру лучше играть всей семьей или пригласить друзей своих детей. Сидя кругом, выбирают букву — это может быть первая буква имени хозяйки, — начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, находящиеся в этой комнате. Предположим, все придумывают по команде слова на букву "С" (хозяйку зовут Света) и начинают говорить наперебой: стул, стол, скамейка... Выигрывает тот, кто сказал последнее слово, т. е. продолжает придумывать слова, когда все уже замолчали.
Бывает ли так? Задание для воспитания внимания ребенка и умения свободно выражать свои мысли
Ребенку рассказывают неправдоподобную историю, а затем спрашивают: "Бывает ли так?" Если он отвечает: "Нет", то уточняют, что именно не бывает и почему Если же ребенок считает все рассказанное правдоподобным, необходимо убедиться в том, что он понял историю, включая ее не соответствующую действительности часть. Попробуйте обсудить стихи Э. Лира из "Книги бессмыслиц!"
Молодая особа, чей нос Рос, пока до земли не дорос, За пятак и полушку Нанимала старушку, Чтоб носить свой немыслимый нос.
Престарелая леди из Халла Покупала для кур опахало И, чтоб в жаркие дни Не потели они, Опахалом над ними махала.
Слово за слово... Игра для развития воображения и речевой реакции
Эта игра, во взрослом варианте носящая название "Бег ассоциаций", заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Играть можно и группой, и вдвоем. Водящий произносит вслух два случайных слова, например, "крыса" и "табуретка". Следующий участник произносит: "Папа бросил табуреткой в крысу" и называет следующее слово: "Молоко". Следующий участник связывает предложением второе и третье слова: "На табуретке было разлито молоко" и т. д. Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение. Однако если Ваш ребенок имеет замедленный темп деятельности, лучше обойтись без проигравших!
Источник: рекомендации доктора Биттерлиха, зарубежных и российских психологов по воспитанию и коррекции различных отклонений в поведении и психике ребенка. |