Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы проводили бессонные ночи над детской кроваткой, делали с ребенком первые шаги, отвечали на бесконечные "почему", долгие часы читали вслух детские книжки, радовались всему новому, что удавалось малышу. А сегодня, смотрика, подрос, не по годам смышленый. Мы в его время такого не знали. И все-то он умеет: читает, складывает, умножает. Не пора ли ему в школу?
Раньше все было гораздо проще — в школу шли с семи лет. Но ветер перемен и нахлынувшие школьные реформы сделали свое дело. Все шестилетки стали отправляться за парту. А уже через 3-4 года эксперимента учи-теля и психологи забили тревогу. Слишком большой ценой — здоровьем, психологическим надломом — доставалось некоторым детям обучение с шести лет. Многие родители решили: "Эксперименты пусть ставят на других детях, а мы не будем отнимать у ребенка год счастливого детства, последуем проверенной десятилетиями традиции".
Слава Богу, сегодня у родителей есть возможность выбирать: существуют первые классы и шести- и семилеток. И это правильно, потому что дети разные и по уровню развития, и по условиям воспитания. Но как правильно принять решение и ответить на вопрос: в 6 или в 7? Ведь от успешного старта зависит вся школьная судьба ребенка.
Случается, что в семье растет активный "почемучка", которому интересно буквально все. Он знает гораздо больше своих сверстников, с пеленок освоил азбуку, в 5 лет прочитал весь букварь, с интересом слушает книжки. Родители с радостью отдают свое чадо в первый класс. "Наш малыш вполне готов, пусть развивается дальше", — считают они. Дни идут за днями, а ребенок приходит со школы уставший, не хочет учить уроки, плохо спит, похудел, вчерашние любимые книжки его совсем не радуют, даже стал отставать. В чем дело? Ведь все начиналось так хорошо, К ужасу родителей, малыша приходится забирать из первого класса и ждать еще целый год.
Или другой случай. Сынишка растет не только любознательным, но и слишком подвижным. Родители решают: "Пусть идет в школу, там его научат дисциплине". Ничего подобного. Учителя жалуются: на уроках ребенок не может сидеть спокойно, делает замечания учительнице, вскакивает, когда его не спрашивают, и старается ответить за товарища, потому что все знает. Никакого сладу.
— Важно понять, что не только элементарные навыки (чтение, письмо) и интеллектуальные способности определяют школь-ную зрелость, — считает психолог Татьяна Гончаренко. — Должна учитываться и психологическая готовность, отношение к новой социальной роли школьника, принятие новых обязанностей и требований. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу?" многие дети отвечают: "Хочу". А вы спросите: "Почему?" Если ребенок говорит: "Все идут и я пойду", "Я там
буду играть с одноклассниками", "Мне купят портфель и пенал", то осознанной потребности в обучении у него еще нет, а желание сменить обстановку кажется заманчивым. Нужно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учебой. "Хочу научиться читать и писать", "Хочу вырасти умным" — это уже сознательная ступенька вверх ко "взрослости", к знаниям.
Необходимо обратить внимание на волевую готовность малыша, то есть способность управлять своим вниманием и поведением. Может ли ваш 6-летний ребенок не идти на поводу у своего "хочу — не хочу", а выполнять ваши требования, просьбы, отвечать за постоянное поручение по дому? Способен ли он поставить цель, приложить определенные усилия в преодолении трудностей? Если да, то в школе он будет чувствовать себя хорошо.
Если ребенок часто болеет (тем более, у него хронические заболевания), быстро устает, не спешите его отдавать в школу — пусть он окрепнет. Если ребенок рослый, крепкий и вполне здоровый, то уже в 6 лет он без труда выдержит школьные нагрузки.
Обратите внимание на темперамент и индивидуальные особенности малыша. Легко возбудимым, эмоциональным, подвижным детям (чаще такими бывают мальчики) трудно сосредоточиться, выполнить задание, требующее аккуратности. Их интересует все вокруг, они познают мир через движение, поступки. Таким детям лучше идти в школу в 7 лет, потому что им нужно набегаться, наиграться. Если ребенок вялый, медлительный, неуверенный в себе, то лишний год дома ему пойдет на пользу.
Есть дети неторопливые, усидчивые, любознательные (чаще девочки). Они уже в 6 лет подолгу рассматривают картинки, внимательно слушают взрослых, доводят начатое дело до конца. Таким детям в школе будет сопутствовать успех и благополучие.
Удивительно, но ребенок в 7 лет очень отличается от себя же самого 6-летнего. За год он не только растет, но и делает качественный скачок в развитии. Ребенок "взрослеет" прямо на глазах. И чем старше он становится, тем проще и естественнее будет переход к напряженной школьной жизни. Но, как говорится, главное не передержать дошкольника дома, чтобы не перегорело желание учиться.
Если вы решили не отдавать ребенка в 6 лет в школу, то важно не упустить этот "золотой" возраст и использовать его не только для подготовки к школе. В этот период у малыша очень высокая творческая активность. С приходом в школу яркое свободное творчество уступает место заучиванию, овладению навыками. Поэтому именно сейчас можно начать обучение музыке, живописи, лепке, танцам. Полезно отдать ребенка в спортивную секцию, например, на плавание. |