В регионах с более теплым климатом, от границы с Мексикой на юг, каркасные люльки встречались не повсеместно, но легко одетый ребенок особым способом прикреплялся к матери: его носили на пояснице, где он частично сидел верхом, частично цеплялся или лежал на качелях наподобие гамака. Территория между этими границами была родиной люльки, чьи типы показывают большое разнообразие. Люлька состояла из постели и покрывала, подушки и других приспособлений для головы, включая те, что использовались для ее сплющивания, креплений, подставки для ног, дуги, навеса, приспособления для подвешивания и безделушек и амулетов, таких как роговые отростки, служащие как в качестве трещоток и для привлекательности, так и для отпугивания злых духов. Люльки различаются по форме, технике и украшениям. Материалы и орнаменты часто выбирались с большой тщательностью и сопровождались многими церемониями. Материалы наилучшим образом согласовывалось с назначением, которое природа создала в каждой культурной области, и в той же степени, что и желание изготовителя, определяли форму и украшение люльки.
Люльки из коры
Они использовались во внутренней части Аляски и в районе бассейна реки Маккензи. Их делали из одного куска березовой или другой коры, согнутого в форме корыта с капюшоном и со вкусом украшенного иглами дикобраза. Постель состояла из мягкого меха. Матери носили такие люльки на спине при помощи налобной повязки.
Кожаные люльки
Были распространены в районе обитания бизонов и других крупных животных. Вместо коры складывалась шкура с шерстью, во многом таким образом, чтобы поддерживать ребенка; они делались из одной только шкуры и украшались редко.
Люльки на раме
На равнинах люльки, сделанные из выделанной кожи, привязывались к раме из плоских дощечек, что особенно было характерно для кайова, команчей и других; но теперь все племена заимствуют ту или иную деталь друг у друга. Такие люльки можно считать самым совершенным типом этих приспособлений. Ребенок, завернутый в меха, был, таким образом полностью защищен. Перед лицом сгибалась плоская дуга, украшенная подвесками или амулетами и покрытая, на лучших образцах, дорогим капюшоном. Вся верхняя поверхность шкуры украшалась вышивкой иглами или другими украшениями, в которых преследовались символические и геральдические цели. Рамка укреплялась и носилась на спине матери или свисала с передней луки седла на веревках, привязывавшихся к остову сзади. У некоторых племен верхние концы рамы выступали вверх и украшались.
Дощатые люльки
Практически ничем не отличаются от предыдущего типа люльки по форме, встречались среди ирокезских и алгонкинских племен востока. В этом типе люльки тонкая прямоугольная доска заменяет раму. Ее часто покрывали резьбой, богато украшали, и она была снабжена выступающей подставкой для ног. Дугу также сгибали под прямым углом и украшали. Младенца после пеленания клали на доску и крепко привязывали длинной лентой. У поуни дерево для доски тщательно выбирали и удаляли середину, так чтобы сохранить сердце и жизнь, иначе ребенок умрет. Пятна на коже дикой кошки, использовавшейся для покрывала, символизировали звезды, дуга – небо, а изогнутая борозда, вырезавшаяся на ней, обозначала молнию, чья сила олицетворялась стрелами, привязанными к дуге. Все части символические.
Долбленые люльки
У племен, живущих на северо-западном побережье Тихого океана, ребенка клали в маленький ящичек из кедра. Природа этого региона давала материал, а навык тесания, полученный при изготовлении каноэ, облегчал работу. Интересными особенностями этих люлек является метод подвешивания их горизонтально, как в Сибири; подушки из расщепленной коры для сплющивания головы и свободное положение тела ребенка вместо прямого привязывания. Декоративные черты практически отсутствуют.
Люльки с циновками
Тесно связанными с долблеными люльками и имеющими сходное расположение частей являются те, что встречаются в прилегающих областях, сделанные из кедрового лыка.
Корзинные люльки
На Тихоокеанском побережье и во всем внутриматериковом бассейне преобладают корзинные люльки, которые встречаются в большом разнообразии. Форма, структура и украшение заимствованы у племен прилегающих регионов. В Британской Колумбии долбленая люлька красиво воспроизводилась орнаментами в виде чешуи. Сэлиши достигли такого разнообразия в технике плетения корзин, что не удивляют смешанные типы их люлек. В береговом районе Северной Калифорнии и Орегона люльки больше похожи на маленькие стулья; ноги ребенка свободны и он сидит в корзине, как будто готовый освободиться от стеснения. Женщина тратит все свое мастерство на это приспособление для предмета своей любви. Его дополняют безделушки, прикрытия для лица и мягкая постель. В других местах Калифорнии ребенок лежит ничком. Во внутриматериковом бассейне использование плетения корзин в изготовлении люлек является особенностью шошонских племен. В некоторых пуэбло Нью-Мексико над ними размещают навесы из прутьев.
Люльки из прутьев
Они состоят из определенного количества прутьев или маленьких палочек, уложенных в ряд на продолговатом обруче и прикрепляющихся лубками или веревками. Так их делали племена юма и племя вичита. Постель делалась из расщепленных волокон хлопкового дерева и (в некоторых образцах) ребенка удерживают, обматывая его художественно-цветными ткаными полосами. Племена апачей, навахо и пуэбло объединяли корзинные, из прутьев и досочные люльки, причем навахо покрывали остов драпировкой из мягчайшей оленьей замши и подвешивали украшения. Древние "жители скал" использовали формы и с доской, и из прутьев.
Люльки-гамаки
Везде были племена, которые клали своих детей в сетки или деревянные гамаки, подвешиваемые за концы. В них лучше выполняется настоящая функция люльки, как спального места, другие же разновидности служили больше для ношения. По крайней мере, у апачей сан карлос люлька делается после рождения ребенка, для того, чтобы она подходила под его тело; позднее делалась люлька крупнее. Младенца клали в люльку не сразу после рождения и омовения; проходило определенное количество времени прежде, чем процедура обставлялась соответствующими церемониями. Когда мать работала по дому, ребенка не держали в люльке, а клали на накидку или подстилку, давая свободу телу. Окончательное освобождение проходило постепенно, продолжаясь год или более. Люлька деформировала голову, сплющивая затылок, как естественное следствие соприкосновения твердой подушки с еще не сформировавшейся костью, а у некоторых племен этот процесс ускорялся посредством нажима специальных прокладок. Говорят, что навахо прилаживали набивку (прокладку) также и под плечами. Хрдличка обнаружил, что деформации черепа более сильные и чаще встречаются у мужчин, чем у женщин. У многих племен в постель клали душистые травы. У юма отличие иногда наблюдалось в украшении люлек девочек и мальчиков, причем, у последних это было дороже. В некоторых племенах для каждого ребенка делалась новая люлька, но среди племен пуэбло, в особенности, люлька была священным предметом, передававшимся в семье по наследству, она часто носила на основе зарубки, показывающие количество детей. Считается, что ее продажа приведет к смерти ребенка. Если ребенок умирал еще в беспомощном возрасте, люльку либо выбрасывали (валапаи, тонто), либо ломали, либо сжигали или клали на могилу (навахо и апачи), либо хоронили вместе с телом, которое привязывали внутри нее, как в жизни ("жители скал", кайова). Горе матери в связи со смертью ребенка в высшей степени трогательно. Повсеместно кукла и люлька были игрушками индейских девочек.
Источник: "Янас" |