Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечения, но и одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно подбирать. В течение первого года жизни они помогают развитию ориентировочного поведения, зрительного восприятия (слежение за игрушкой, фиксация взора), слуховой координации (поворот головы в сторону неваляшки или погремушки), моторики кисти, особенно пальцев рук; игрушки способствуют становлению обучаемости ребенка - различие игрушек по цвету, форме, качеству; манипулирование с игрушкой способствует развитию активной речи.
Для активного бодрствования одно-двухмесячного ребенка над ним на стойке или кронштейне в виде буквы "Г" на высоте не ниже 50 - 70 см подвешиваются игрушки так, чтобы при рассматривании они находились у него над грудью. Для ребенка 2,5 - 4 месяцев игрушки уже должны быть подвешены низко, так, чтобы сначала случайно он мог натолкнуться на них во время "комплекса оживления", а затем целенаправленно достать и захватить их руками. Не следует вешать над ребенком сразу много игрушек, нельзя вешать надувные шары и елочные игрушки.
Ребенка до 5 месяцев надо класть под низко подвешенные игрушки, чаще выкладывать на живот. С 5 месяцев, когда он научится длительно лежать на животе, брать игрушки не нужно. Их надо класть на расстоянии вытянутых рук перед лежащим на животе ребенком.
К 5 месяцам там, где бодрствует малыш, должно быть достаточно места для движения. Ребенку надо помогать менять положение, учить его переворачиваться, подползать, брать игрушку. Нельзя беспрестанно общаться, так как это приучает его к постоянному общению со взрослыми, и он не захочет играть один. Чем раньше ребенок привыкнет бодрствовать сам, тем самостоятельнее, спокойнее и активнее будет он в более старшем возрасте. Ребенок развивается в процессе активной деятельности. Чтобы обеспечить активное поведение к моменту пробуждения ребенка, должны быть подготовлены условия для игры.
Расположить игрушки следует в разных местах кроватки или манежа, чтобы побудить малыша к активности и передвижению - к переворачиванию, ползанию. В течение одного отрезка бодрствования игрушки надо менять, добавлять, что также поддерживает активность и предупреждает возникновение утомления.
К 7 - 8 месяцам ребенок овладевает новыми движениями в процессе самостоятельной деятельности, с помощью взрослого и при специальном обучении. Для развития движений ему нужно "пространство". Желательно, чтобы с 8 - 9 месяцев бодрствование было организовано в огороженном месте на полу или в манеже, где должны быть крупные предметы и другие точки опоры, держась за которые ребенок может встать и передвигаться. Ни в коем случае не сажайте ребенка, если он сам не садится, не ставьте, если он сам не встает.
К 9 - 10 месяцам ребенок может бодрствовать более длительно, без признаков утомления, если взрослый правильно организовал его деятельность: поддерживает хорошее, радостное настроение, активность, стремится научить чему-либо новому и закрепить имеющиеся умения, предоставляет возможность действовать самостоятельно. Правильно организовывать бодрствование - это значит также правильно, удобно одеть ребенка, предоставить ему место для игры, игрушки и научить использовать их по назначению, развить умения, помогающие действовать игрушками самостоятельно. Отвлекает от игры и утомляет: шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении или в тех же условиях, где спит - в той же постели, одежде. Учитывая быстрый темп развития детей 1-го года жизни, игрушки и условия жизни ребенка должны своевременно меняться, создавая основу для его дальнейшего развития. Они не могут быть одинаковыми для ребенка 2 - 3 месяцев, 6 - 7 месяцев и одного года. Во время бодрствования надо разговаривать с малышом, стараться, чтобы он отвечал лепетом, перекликаться с ним, вызывая подражание слогам, а позже - словам. Надо называть действия ребенка и свои, все, что он видит и слышит. Обязательно ежедневно должны быть занятия по развитию движений, речи, действий с предметами.
Во втором полугодии существенно изменяется характер бодрствования, повышается интерес к игрушке. Ребенок, неоднократно упражняясь в действиях с игрушкой, овладевает определенными элементарными действиями с ней, вытекающими из свойств самой игрушки. Например, 7 - 8 месячный ребенок может сам научиться вынимать, бросать, толкать мяч. Но без специального обучения играть и выполнять более сложные действия с игрушками не может, поэтому надо учить играть: вызывать подражание действиям с игрушками, действовать рукой ребенка, играть вместе с ним, обязательно называть все игрушки и действия с ними. Для того, чтобы ребенок 9 - 12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а играл, в самостоятельное пользование можно давать только те, действиям с которыми его обучали. Некоторые игрушки можно давать только под контролем взрослого или для игры вместе со взрослыми, такие, как мелкие кубики, маленькие пирамидки, матрешки с вкладышами.
Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.
К 1 году ребенок может научиться открывать и закрывать матрешку, вкладывать кубы друг в друга, водить куклу, кормить и укладывать ее спать, катать машины и пр. Освоив действия с этими игрушками, ребенок может непродолжительно играть сам, без взрослого.
Предоставленный сам себе, ребенок действует с игрушками, передвигается (любым способом), рассматривает то, что его окружает, наблюдает за взрослыми, лепечет, "развлекает" себя - воспроизводит игры, в которые играли с ним взрослые и при этом громко радуется. Однако долго занимать себя он не может, начинает уставать. Взрослый должен своевременно переключить ребенка на другую деятельность, дать задание, поиграть, попеть вместе с ним.
У ребенка должно быть место для хранения игрушек, например, ящик, в который он постепенно привыкает убирать все свои вещи. Все умения, приобретенные ребенком на первом году жизни, получат свое дальнейшее развитие на втором и третьем году жизни.
Источник: http://mykid.ru |