На главнуюНа главную
Здоровье
Питание ребенка
Развитие ребенка
Служба 09
Воспитание
Будущей маме
Народная медицина


В РУБРИКЕ
Развитие ребенка
Детские учебные заведения
Дошкольные заведения
Группы по развитию детей (кружки)
Детские развивающие игры
Нетрадиционные методы обучения
Книги для детей
Подготовка к школе
Детские товары, уют
Полезно знать
 ПОИСК
   
 НОВОСТИ
Прерывание беременности подобно теракту 23 Апреля, 2009, 15:30

Хотите шикарно выглядеть? Откажитесь от оральных контрацептивов 23 Апреля, 2009, 15:29

Кормление грудью защищает сердце мамы 23 Апреля, 2009, 15:27

Хромосомы влияют на репродуктивную функцию мужчины 23 Апреля, 2009, 15:25

Лекарства от эпилепсии у беременных влияют на интеллект детей 23 Апреля, 2009, 15:23

Возраст первого сексуального опыта передается по наследству 3 Апреля, 2009, 16:38

Лента новостей
Новости заголовками
 РЕКЛАМА

 СТАТИСТИКА



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100 Service Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Женский портал, женских каталог, все для женщин!

 НАША КНОПКА

BabyHelp - в помощь родителям!
Код кнопки
Наши партнеры
 
 
версия для печати

Развитие ребенка :: Полезно знать

Типология мышления10 Марта, 2006, 08:35

Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека. Исследуется различными науками, в том числе психологией, где определяется как познавательная деятельность человека. Эта деятельность может быть различной в зависимости от уровня обобщения и характера используемых в этой деятельности средств.

Наиболее распространенное понимание мышления связано с процессом решения задач. При этом выделяются требования задачи и ее условия. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. включена в систему его потребностей и мотивов.

Мышление человека характеризуется единством сознательного и неосознанного. Развитие мышления изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и в функциональном аспектах. Элементарное мышление возникает уже у животных и обеспечивает адаптацию организма к среде.

Различают разные виды мышления в зависимости от задач его изучения: по времени возникновения в онтогенезе - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое; по типу результирующего продукта - творческое (продуктивное) и репродуктивное (воспроизводящее); по типу лежащего в основе принципа обобщения - теоретическое и эмпирическое мышление. Кроме того, выделяют ряд типов мышления в связи с особенностями психики и психологических установок.

Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым. (Известные случаи отсутствия обучения и воспитания убедительно доказывают обусловленность умственного развития внешними формами взаимодействия со взрослыми и сверстниками).

Мышление аутистическое. Понятие введено Е. Блейлером и определяет мышление, которое руководствуется желаниями и фантазиями без учета условий и требований реальности. Не является синонимом аутизма как расстройства психики.

Мышление дивергентное. Характеризуется одновременным поиском решений в нескольких направлениях, разнонаправленностью мысли в поисках возможно более широкого охвата значимых для решения проблемы аспектов и подходов. Его часто связывают с фантазией, воображением, творчеством (см. ниже о мышлении. креативном).

Мышление конвергентное. Характеризуется сфокусированным на решении определенной проблемы или достижении конкретной цели объединением или синтезом информации/знаний. Его часто связывают с разрешением проблем, особенно имеющих достаточно простые верные решения. Противопоставляется дивергентному мышлению.

Мышление креативное (творческое). Представляет познавательную стратегию, опирающуюся на многообразие возможностей и приводящую к инсайтам ( - внезапное озарение), принципиально новым решениям проблем и задач. Его психологические механизмы связывают с дивергентным мышлением. Характеризуется созданием субъективно нового продукта, а также новообразованием в самой познавательной деятельности по его созданию. По этому признаку отличается от мышления репродуктивного (воспроизводящего полученное знание).

Мышление критическое. Представляет познавательную стратегию, которая опирается на постоянные контроль и проверку возможных решений при планировании и исполнении работы.

Мышление магическое. Вера в собственную способность повлиять на события сверхъестественным образом. При этом индивидуум полагает, что его мысли, слова или поступки могут вызывать эффекты, которые не укладываются в обычные причинно-следственные отношения. Сюда относятся заклинания, символические ритуалы, защитные действия при предвещающих беду приметах и пр. Магическое мышление вне патологии обнаруживается у детей, примитивных и инфантильных личностей. В современной психиатрической литературе оно описывается при шизофрении, шизотипическом расстройстве, обсессивно-компульсивном расстройстве. Диагностическое значение имеет не постоянная склонность индивидуума к вере в сверхъестественное (т. е. культуральная особенность), а ее формирование в результате заболевания как проявление некритичности к болезненным переживаниям, таким как ощущение особых способностей при маниях или представление об экстраординарных событиях при бреде.

Мышление наглядно-действенное. Первичная стадия развития мышления. В нем решение задачи происходит в процессе реального физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов, включенных в ситуацию. Возникая в начале онтогенеза мышления, у взрослых не исчезает, а сосуществует с другими более развитыми формами.

Мышление наглядно-образное. Следующая за наглядно-действенным мышлением стадия развития мышления в онтогенезе. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета или предметной ситуации. Основной характеристикой данного вида мышления является наличие образа: посредством образа оказывается возможным выход за пределы наличной предметной ситуации, видение объекта и ситуации с многих точек зрения. Посредством его могут быть воспроизведены в образе "невероятные" сочетания предметов и их характеристик. Поэтому с развитием наглядно-образного мышления связано и развитие воображения.

Мышление синкретическое. Мышление, объединяющее отдельные разнородные явления в более или менее целостную единую систему представлений. В теории развития Ж. Пиаже данный вид мышления определяется как предшествующее синтезу объединение рядоположенных элементов. Э. Клапаред подчеркивал его схематизм и слитность, П. П. Блонский - его "бессвязную связность", а Л. С. Выготский - подмену связи вещей связями впечатлений. Синкретическое мышление присуще исторически ранним формам мышления и ранним этапам развития мышления в онтогенезе. Будучи исторически и онтогенетически ранним, оно не является примитивным, а выступает как основа и фактор дальнейшего развития мышления, сохраняя свое значение в таких формах зрелого мышления, как творческое, дивергентное.

Мышление словесно-логическое (дискурсивное). Характеризуется использованием понятий, логических конструкций и схем. Функционирует на основе языковых средств и представляет собой одну из поздних стадий филогенетического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщения.

Мышление теоретическое. Вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Теоретическое мышление основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых, наглядно данных свойств и отношений. Характерно для научной деятельности.

Нарушения мышления (классификация Б. В. Зейгарник).

Выделяют следующие основания для классификации нарушений мышления в связи с проявлениями душевного заболевания или органической неполноценности мозга:

  1. нарушения операционной стороны мыслительной деятельности (к ним относятся в первую очередь снижение уровня обобщения и его вариант - конкретность мышления, искажение процесса обобщения и некоторые др. затруднения, связанные с осуществлением мыслительных операций);
  2. нарушение динамической стороны мыслительной деятельности (неустойчивость уровня выполнения заданий, лабильность мышления, непоследовательность суждений, патологическая инертность мышления и некоторые др. виды);
  3. нарушение личностного компонента мыслительной деятельности - мотивационного и критичности (к ним относятся разноплановость мышления, резонерство, нецеленаправленность, некритичность и некоторые др. виды).

Варианты нарушений мышления как психического процесса, наблюдаемые в экспериментально-психологическом исследовании при различных психических заболеваниях, составляют основу для квалификации данных расстройств как патогномоничных для определенного типа заболевания.

Источник: Психологический центр "Адалин"


Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.



Хостинг и сопровождение сайта:  NEWSITE.COM.UA 
Все права защищены © 2003 - 2005 "BABYHELP". Реклама на сайте. Эл. почта: info@babyhelp.kiev.ua