Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека. Исследуется различными науками, в том числе психологией, где определяется как познавательная деятельность человека. Эта деятельность может быть различной в зависимости от уровня обобщения и характера используемых в этой деятельности средств.
Наиболее распространенное понимание мышления связано с процессом решения задач. При этом выделяются требования задачи и ее условия. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. включена в систему его потребностей и мотивов.
Мышление человека характеризуется единством сознательного и неосознанного. Развитие мышления изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и в функциональном аспектах. Элементарное мышление возникает уже у животных и обеспечивает адаптацию организма к среде.
Различают разные виды мышления в зависимости от задач его изучения: по времени возникновения в онтогенезе - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое; по типу результирующего продукта - творческое (продуктивное) и репродуктивное (воспроизводящее); по типу лежащего в основе принципа обобщения - теоретическое и эмпирическое мышление. Кроме того, выделяют ряд типов мышления в связи с особенностями психики и психологических установок.
Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым. (Известные случаи отсутствия обучения и воспитания убедительно доказывают обусловленность умственного развития внешними формами взаимодействия со взрослыми и сверстниками).
Мышление аутистическое. Понятие введено Е. Блейлером и определяет мышление, которое руководствуется желаниями и фантазиями без учета условий и требований реальности. Не является синонимом аутизма как расстройства психики.
Мышление дивергентное. Характеризуется одновременным поиском решений в нескольких направлениях, разнонаправленностью мысли в поисках возможно более широкого охвата значимых для решения проблемы аспектов и подходов. Его часто связывают с фантазией, воображением, творчеством (см. ниже о мышлении. креативном).
Мышление конвергентное. Характеризуется сфокусированным на решении определенной проблемы или достижении конкретной цели объединением или синтезом информации/знаний. Его часто связывают с разрешением проблем, особенно имеющих достаточно простые верные решения. Противопоставляется дивергентному мышлению.
Мышление креативное (творческое). Представляет познавательную стратегию, опирающуюся на многообразие возможностей и приводящую к инсайтам ( - внезапное озарение), принципиально новым решениям проблем и задач. Его психологические механизмы связывают с дивергентным мышлением. Характеризуется созданием субъективно нового продукта, а также новообразованием в самой познавательной деятельности по его созданию. По этому признаку отличается от мышления репродуктивного (воспроизводящего полученное знание).
Мышление критическое. Представляет познавательную стратегию, которая опирается на постоянные контроль и проверку возможных решений при планировании и исполнении работы.
Мышление магическое. Вера в собственную способность повлиять на события сверхъестественным образом. При этом индивидуум полагает, что его мысли, слова или поступки могут вызывать эффекты, которые не укладываются в обычные причинно-следственные отношения. Сюда относятся заклинания, символические ритуалы, защитные действия при предвещающих беду приметах и пр. Магическое мышление вне патологии обнаруживается у детей, примитивных и инфантильных личностей. В современной психиатрической литературе оно описывается при шизофрении, шизотипическом расстройстве, обсессивно-компульсивном расстройстве. Диагностическое значение имеет не постоянная склонность индивидуума к вере в сверхъестественное (т. е. культуральная особенность), а ее формирование в результате заболевания как проявление некритичности к болезненным переживаниям, таким как ощущение особых способностей при маниях или представление об экстраординарных событиях при бреде.
Мышление наглядно-действенное. Первичная стадия развития мышления. В нем решение задачи происходит в процессе реального физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов, включенных в ситуацию. Возникая в начале онтогенеза мышления, у взрослых не исчезает, а сосуществует с другими более развитыми формами.
Мышление наглядно-образное. Следующая за наглядно-действенным мышлением стадия развития мышления в онтогенезе. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета или предметной ситуации. Основной характеристикой данного вида мышления является наличие образа: посредством образа оказывается возможным выход за пределы наличной предметной ситуации, видение объекта и ситуации с многих точек зрения. Посредством его могут быть воспроизведены в образе "невероятные" сочетания предметов и их характеристик. Поэтому с развитием наглядно-образного мышления связано и развитие воображения.
Мышление синкретическое. Мышление, объединяющее отдельные разнородные явления в более или менее целостную единую систему представлений. В теории развития Ж. Пиаже данный вид мышления определяется как предшествующее синтезу объединение рядоположенных элементов. Э. Клапаред подчеркивал его схематизм и слитность, П. П. Блонский - его "бессвязную связность", а Л. С. Выготский - подмену связи вещей связями впечатлений. Синкретическое мышление присуще исторически ранним формам мышления и ранним этапам развития мышления в онтогенезе. Будучи исторически и онтогенетически ранним, оно не является примитивным, а выступает как основа и фактор дальнейшего развития мышления, сохраняя свое значение в таких формах зрелого мышления, как творческое, дивергентное.
Мышление словесно-логическое (дискурсивное). Характеризуется использованием понятий, логических конструкций и схем. Функционирует на основе языковых средств и представляет собой одну из поздних стадий филогенетического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщения.
Мышление теоретическое. Вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Теоретическое мышление основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых, наглядно данных свойств и отношений. Характерно для научной деятельности.
Нарушения мышления (классификация Б. В. Зейгарник).
Выделяют следующие основания для классификации нарушений мышления в связи с проявлениями душевного заболевания или органической неполноценности мозга:
- нарушения операционной стороны мыслительной деятельности (к ним относятся в первую очередь снижение уровня обобщения и его вариант - конкретность мышления, искажение процесса обобщения и некоторые др. затруднения, связанные с осуществлением мыслительных операций);
- нарушение динамической стороны мыслительной деятельности (неустойчивость уровня выполнения заданий, лабильность мышления, непоследовательность суждений, патологическая инертность мышления и некоторые др. виды);
- нарушение личностного компонента мыслительной деятельности - мотивационного и критичности (к ним относятся разноплановость мышления, резонерство, нецеленаправленность, некритичность и некоторые др. виды).
Варианты нарушений мышления как психического процесса, наблюдаемые в экспериментально-психологическом исследовании при различных психических заболеваниях, составляют основу для квалификации данных расстройств как патогномоничных для определенного типа заболевания.
Источник: Психологический центр "Адалин" |