Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей. Не смотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов еще не высказал мнения о том, что раннее развитие – бесполезно и не нужно.
Тем не менее…
Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течении всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают ребенку поддержку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру и привязанности к близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут наши дети.
Но когда же стоит начинать развивать своих малышей?
А вот прямо с того момента, как мамочка узнала о появлении новой жизни. Малыш уже родился и теперь он – абсолютный генетический индивидуум. Через 38 недель «адаптации» он уже готов покинуть материнское лоно и войти в новый, незнакомый мир, он лишь поменяет место проживания… И во многом от нас, мам, зависит каким придет в этот мир: добрым, ласковым и веселым, обаяшкой или агрессивным и плаксивым вреднулей. Находясь там, внутри он будто наблюдает за нами: нашим поведением, реакциями на ту или иную ситуацию; учится терпеть и прощать, любить и жалеть, оберегать и защищаться, если понадобится…
Мамочка, которая всю беременность провела в слезах, обидах и недовольстве, вряд ли может рассчитывать на мирно сопящего тихоню – малышенок будет постоянно плакать, требовать к себе внимания и … болеть. Именно такую модель поведения он усвоил, наблюдая за мамой из своего гнездышка.
Мамочка, которую одолевают страхи и негатив, скорее всего будет трансформировать их на своего детеныша и родившийся малыш станет защищаться от всего чужого агрессией, аллергией и кишечными коликами. Также агрессивного ребенка может получить мама которая игнорировала свою беременность и не принимала ее…
При этом мамочка, переживающая стресс, «учит» ребенка адаптироваться к изменяющимся условиям. Агрессивная и слишком деловая мама встретит малыша-тихоню и т.д.
Но пока… это крошечное существо – зародыш – движется по маточным трубам к полости матки и там он САМОСТОЯТЕЛЬНО выбирает наилучшее место для «заземления», чтобы там начать новый этап жизни: с 3 по 12 неделю идет закладка органов, в три месяца уже можно разглядеть черты лица и если нам «позволят» - половую принадлежность, на 20-22 недельке начинает развиваться нервная система, в 7 месяцев – малыш уже хорошо слышит, причем кожей, а в 8-9 формируются эмоции и тонкие чувства. Слушает музыку, кушает, гуляет и спит малышонок с мамой одновременно, поэтому если вы ночью бродите по кухне в поисках вкусненького, - не удивляйтесь, что пупс по ночам будет вечно голодным и активным…
Важно, чтобы малыш сам принял решение о своем выходе на свет. В этом случае, он всегда будет готов к самостоятельному принятию решений и к ответственности за них…
И вот ребенок «пришел» к маме с папой. Уже через час после рождения он может повторять мимику и жесты взрослых, широко открывать рот и показывать язык. Через 36 часов – выражать чувства радости, удивления, грусти. В процессе различных исследований заметили, что новорожденные обучаются с удовольствием. Проявляется связь между обучением и улыбкой, которая сопровождает новые открытия в контактах с окружающими. Детки получают удовольствие от потягивания за веревочку, чтобы заставить игрушку двигаться, от поворачивания головки, чтобы спровоцировать взрослого на игру в прятки. Радость от обучения малыш проявляет смехом, и «агуканьем».
Поглаживания, разговор и продуманное пробуждение интереса ускоряют и стимулируют развитие малыша. Близкий контакт и заинтересованность им позитивно влияют на характер, способности и скорость овладения различными навыками.
Общение с малышом, как в материнском лоне, так и после его выхода на свет способствует быстрому развитию речи, самостоятельности и лучшей концентрации внимания.
Не нужно создавать атмосферу полной тишины для новорожденного, это крайне необходимо: ведь в утробе он постоянно слышал шум маминого тела и теперь полная тишина может его испугать.
Не бойтесь избаловать малыша ласками: максимум телесного контакта ему будет очень полезен – кто, как не мама с папой должны научить этому великому искусству – Любить и быть Любимым, Давать и Принимать…
Если на первом месяце жизни малышенок больше слушает, то на втором сосредоточение исключительно зрительное: его привлекает висящая перед ним яркая игрушка, он протягивает к ней ручки и задевает ее (важно, чтобы игрушка звучала) – развивается моторно-зрительная координация. В 4 месяца начинает формироваться мелкая моторика, когда ребенок перебирает края пеленочки, ощупывает ее, пытается захватить игрушки. Гуление становится активным и протяжным, увеличивается произношение гласных звуков. Игры становятся более длительными, малыш манипулирует игрушками, бросает их на пол, прислушивается к звукам. В этот период, как правило, расширяются контакты семьи, объем информации увеличивается…
Важно, чтобы детеныш изучал новых людей сверху, а не снизу, и родительские руки будут ему хорошей опорой в этом…
Вот мы уже сидим, ползаем, пытаемся встать и потихоньку делать маленькие еще неуверенные шажки; активно развивается лепет и мы уже можем что-то сказать; не желаем больше находиться в кроватке или манеже…
Именно в этот период познавательная деятельность активизируется очень интенсивно, а это значит, что юный исследователь облазит все шкафы, коробки и ящики в доме, проверит на вкус и прочность все, что попадется в его поле зрения. Постарайтесь сделать ваш дом максимально безопасным для ребенка, но в то же время не перегружайте его гиперопекой - ушибы и падения тоже являются частью необходимого жизненного опыта. Проводя занятия в игровой форме, учите кроху бегать, прыгать, лазать. Подбирайте упражнения, способствующие развитию координации движений, укреплению мышц тела. Стопа тоже требует специального развития; разрешите крохе ходить босиком по поверхностям с разными покрытиями – это будет способствовать развитию тактильных ощущений. Но не стоит забывать, что активность нужно дозировать и чередовать со спокойными тихими играми, особенно перед сном – следите за тем, чтобы нервная система крохи не перегружалась.
Развитию крупной моторики будут способствовать игры на полу, выполнение танцевальных движений, ползание, лазание, игры с мячом, крупными блоками.
Мелкую моторику помогут развить игры с мелкими игрушками (куклами, зверюшками, машинками), складывание пирамидок, пальчиковые игры и даже просто собирание во время прогулки желудей, каштанов, листьев и цветов в поле.
Первый год жизни уже позади… Возможно, что хватательная функция рук вашего малыша уже достаточно развита и он может подбирать с пола как крупные предметы, так и мелкие. Чтобы усовершенствовать развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, знакомьте кроху с предметами различных форм и размеров, используйте в играх бумагу и ткань разной фактуры… Поощряйте развитие основных навыков самообслуживания; желание самостоятельно есть, пить из чашки, снимать с себя некоторые предметы одежды. Пусть неумело, пусть не так, как мама, но все же уже сам…
Малыш уже пытается строить предложения, формулировать свои просьбы – помогайте крохе в усвоении этой нелегкой науки. Разговаривайте с ним как можно больше, задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа, побуждайте его выражать свои желания словами, а не мимикой. Играйте с ним в речевые игры, используя потешки, стишки, песенки, читайте сказки и забавные истории. Следите за тем, чтобы ваша речь была понятна ребенку, но не стоит переходить на «детский язык» и общаться с малышом, копируя его произношение.
К любому занятию подходите творчески, старайтесь увлечь и заинтересовать кроху. Придумывайте и творите вместе, будьте искренни, ведь ни одна, даже самая интересная игра не займет кроху, если мама рядом будет скучать от скуки.
Второй год рождения малыша является новым этапом развития и усовершенствования его основных навыков. Ребенок стал более выносливым, как физически, так и эмоционально.
Продолжает формироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, появляются местоимения «Я», «мне». Детки уже могут стремится утешить того, кто плачет, обнять и погладить значимого взрослого, начинает помогать другим, а иногда даже могут поделиться сладостями.
Формируются и нравственные нормы поведения: дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные ручки.
Малыши постепенно привыкают к звучанию своего имени. Особый интерес они проявляют к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек. Все, что происходит с тезками, воспринимается более эмоционально.
В этом периоде такими же значимыми остаются общение с взрослыми: если с ребенком мало общаться, он может значительно отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос сына или дочурки, выполнить любую просьбу, которую они выразили только мимикой и жестами, детки также не будут стремится к овладению навыками речевого взаимодействия.
Кроме того, строя свои отношения с малышами 2-3 лет, взрослому необходимо знать некоторые особенности: детки лучше понимают инструкции, побуждающие их к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» часто остается без внимания.
Общение деток между собой можно разделить на четыре основные категории:
- Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему;
- Действие со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша. Ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.
- Наблюдение за другими детками и подражание им. К этой категории действий относятся взгляд «глаза в глаза», улыбки, вербальные формы общения.
- Эмоционально окрашенные действия характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражаю друг другу, падают на пол и кривляются. Тут же они могут пугать друг друга, драться и сорится.
Родителей не должно пугать, если их малыш данного возраста вдруг начал боятся незнакомых сверстников, перестает играть, прячется за маму и даже плачет при приближении других детей. Это нормально и к 2,5 –3 годам эта тревога при встрече других детей проходит. Эксперименты показали, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.
Автор: Виктория Борисова
семейный и детский психолог |