Но эта гипотеза была опровергнута многочисленными научными исследованиями. Сегодня доказано, что плод в утробе матери не только имеет все пять органов чувств, но и успешно пользуется ими. Он тренирует чувства равновесия и осязания, он умеет слышать и запоминать звуки, а после рождения ребенок сразу различает знакомые голоса, он видит и осязает.
Если вы во время беременности пели или слушали музыку, рисовали или ходили на выставки, плавали в бассейне, то ребенок впитал все эти знания и рано или поздно порадует вас тем, что наука не пропала даром.
Новорожденный в состоянии все, что он воспринимает своими органами зрения сразу после рождения, связывать воедино, упорядочивать и реагировать на это. Сразу после первого вдоха ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Ребенок не только использует навыки, полученные в утробе матери. За короткое время он быстро обучается всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать. Современные исследования дают ответ, что же видит и чувствует ребенок сразу после рождения.
Зрение.
Если ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает осматриваться вокруг. Если он рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он поступает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Он видит в пределах 20-30 см. С точки зрения выживания таким объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь повергнуть ребенка в панику. Ребенок еще не воспринимает детали. Притягивает ребенка лицо - большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не настоящее косоглазие. Диагноз косоглазия у младенца устанавливается к третьему месяцу жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период ребенок может лучше наводить взгляд на окружающие предметы, четче их видеть, дольше на них сосредотачиваться. Движущиеся предметы он будет провожать глазами. Его все больше начинает интересовать окружающий мир. Примерно с шести месяцев он начинает отличать лица других людей от лица мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Полностью зрение формируется лишь к четырем годам, но к году большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель у ребенка уже сформированы.
Годовалый малыш уже полностью визуально адаптирован.
Слух ребенка
также натренирован еще с внутриутробной жизни. Там он слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у ребенка ярко выражена способность слышать с момента появления на свет. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих. Более всего слух ребенка настроен на голос мамы, это не удивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и в течение еще нескольких дней внутреннее ухо ребенка заполнено жидкостью, которая смягчает восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на младенца после появления на свет. Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно меняют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривающая с ребенком, воркующая над ним, оказывает ему неоценимую услугу. У человека слух напрямую соединен с уникальной функцией, которой не обладает больше никакое существо на Земле, - способностью к членораздельной речи. Но начиная со стадии полового созревания, она начинает угасать. Ирония заключается в том, что к тому моменту, когда человек сможет воспользоваться дорогостоящей стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.
Органы обоняния.
В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако в жизни младенца его нос играет очень важную роль. Ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи и может отличить ее от других женщин. Удивительного и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки. После того, как их отстирывают, ребенок теряет к ним интерес.
Вкус.
В лоне матери ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного значительно больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них расположены даже за щеками. Все они направлены только на одно - на восприятие материнского молока. Проведение многочисленных экспериментов по подслащиванию и подсаливанию околоплодной жидкости показывает, что ребенку разнообразные вкусовые ощущения были небезразличны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которой наслаждаемся мы, взрослые. Но у ребенка работает другая динамика. Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли - совершенно другую реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты.
Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, начинают формироваться еще в период внутриутробной жизни. Если во время беременности вы употребляли в пищу чеснок, лук или пряности, вы можете употреблять их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он уже привык.
Чувство осязания.
Посредством осязания новорожденные могут ощущать нежные прикосновения, тепло, холод и боль. Осязание тоже развито со времени жизни в лоне матери. Интенсивный телесный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в первое время потому, что способствуют лучшему здоровому развитию ребенка и являются необходимым компонентом для развития органов чувств. Они также способствуют образованию определенных гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка. Значит, то, что маленький ребенок просится на руки, -это не прихоть, а жизненно важная для него необходимость?
Способность мыслить.
Часто спрашивают, разумен ли младенец. Строго говоря - нет. Разум - это способность сопоставлять вновь возникшие проблемы с опытом прошлого. Новорожденный слишком мало жил, чтобы иметь какой-либо опыт прошлого. Однако у него есть способность к обучению. Как губка, он впитывает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. У нас нет уверенности, что скучное младенчество ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать. |