- Я сам!- кричит мне Кирюша, вырывая руку, а в голосе уже слезы слышно.
Я пытаюсь объяснить, что мы переходим дорогу, и нужно быть осторожнее, держать маму за ручку, чтобы с ней ничего не произошло. Тогда мой малыш нехотя подает мне ладошку, и продолжаем нелегкий путь до магазина. «Как будто подменили ребенка!» - всплеснула руками вчера бабушка. А она всего-то и хотела, что внуку рубашечку на прогулку одеть. «Не хочу эту! Хочу зеленую!» - надрывалось чадо.
Заглядываем в умную книжку, читаем: «Кризис 3-х лет». Ну вот, дожили. Ребенок все хочет делать САМ, так как уже ощущает себя самостоятельной личностью, узнает в зеркале, говорит о себе в первом лице и т.д. «Я сам!» - говорим даже тогда, когда сами ничего сделать не можем. Проходили.
У папы день рождения, будет много гостей, дите, перемазанное сгущенкой и майонезом, носится вместе со всеми и требует возможности помочь взбивать крем для торта, открыть духовку, порезать колбасу. Находим ему посильное занятие – протирать рюмочки и бокалы от пыли. Ребенок, полный сознания своей значимости сидит на кровати(чтобы ничего не разбилось – лучше на мягком) и «помогает».
Главное, не забыть его похвалить потом. Или еще – одеваемся в садик, как всегда опаздываем. «Мама, я сам надену!». Устраиваем сделку: «Я надеваю колготки, комбинезон и кофту, а ты шапку и шарф». Пока проявляется самостоятельность – складываю «садиковые» игрушки в пакет. Конечно, это сколько ж терпения надо! Но я за три года натренировалась.
Читаем дальше: «Негативизм, который очень избирателен и отличается от обычного непослушания». Ага, ясно. Это все наши «Не хочу, не буду!» плюс упрямство. Папа предлагает – давай включу тебе свет? В ответ: «Нет! Я буду сидеть в темноте!». И снова до слез: «В темноте! В темноте!». А через пять минут: «Па-ап!». Чертыхаемся про себя. Но научились этим пользоваться. Кирюша не спит. Вот ни в какую.
Тогда очень просто, «по – Остеровски», даем вредный совет: «Ну, все, выспался, вставай, хватит спать, Я ТЕБЕ ЗАПЕРЩАЮ.» Чадо сразу принимает горизонтальную позицию и одеяло на нос. Бывает, конечно, ставят детки в тупик. Видела в метро мамашу с мальчишкой. Слезы, сопли, топанье ногами: «Хочу выйти на этой остановке!», - и лег в проходе между сиденьями. А мамаша трогать его не стала, так и пролежал до следующей станции, потом встал сам и к маме на колени забрался.
Тонкое это дело – воспитание. В некоторых случаях, например, после драки, просто необходимо разобраться как психологи пишут: «сесть на корточки, взять ребенка за руку и глядя ему в глаза сказать: «Так делать нельзя». Но только после того, как малыш успокоится. Дома, если случаются истерики, я оставляю его одного(некоторые в угол ставят): «Посиди, подумай». А минут через пять – поговорим с ним, иначе какой толк от этого угла?
Самое, конечно, сложное всегда соблюдать нами же установленные правила. Иногда, так трудно выдержать, все что угодно сделаешь, лишь бы он замолчал: и конфету, и машинку, и не есть, и не спать…Но наш малыш уже не маленький – ему 3 года, он легко схватит эту ниточку, за которую можно дергать и папой с мамой управлять.
«И куда же делся наш ангелочек?» - вздыхает бабушка. А никуда он не делся, вернется он.
Да вот он уже, прибегает с утра к маме в постель, обнимает. - Кирюша, ты ведь мой сыночек?
А он обнимает так нежно. - Нет, мама. Я папин. Только папин.
Автор: Стёпкина Ирина Витальевна
|