В первый месяц жизни ребенок способен реагировать на некоторые внешние воздействия: при ярком свете он жмурится; при громких звуках вздрагивает. Однако его анализаторы еще не воспринимают в силу ряда физиологических причин многообразия окружающего мира. Поэтому активного бодрствования, как такового, у него нет. Сон также не сформирован. Эти состояния проявляются как пограничные: кратковременное бодрствование, в основном во время кормления, прерывается неглубоким сном, при этом ребенок может беспокойно двигаться, кряхтеть, производить сосательные движения.
Для организации жизни ребенка по режиму, начиная с первых недель жизни, важно приучить его активно бодрствовать. Начинают его формировать с 3-4-недельного возраста. В этот период у детей возникает зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. умение, затормозив беспокойные движения, прислушиваться к звукам, рассматривать лицо разговаривающего взрослого или подвешенную к стойке кроватки игрушку.
Активное бодрствование обеспечивается разнообразными раздражителями, воспринимаемыми органами чувств ребенка. Для формирования активного бодрствования ребенку подвешивают яркие игрушки, с ним разговаривают, обеспечивают возможность двигаться (надевают на него зашитые на концах штанишки и помещают в манеж).
При этом небезразлична и последовательность чередования основных состояний, в частности когда кормить ребенка - до или после сна. Если ребенка первых месяцев жизни кормят до сна, то через 1-1,5 часа, как раз к моменту пробуждения, его желудок уже пуст. Бодрствование на пустой желудок приводит к беспокойству, капризам и малыш плохо занимается игрушками, хотя время кормления еще не подошло. Поэтому лучше накормить ребенка первого года жизни после сна. Выспавшись, он хорошо ест, сытый - долго и спокойно играет.
Создание условий для активного бодрствования и глубокого, полноценного сна облегчает введение ребенка в режим. Длительность бодрствования увеличивается на протяжении года от 1 часа до 2,5-3 часов, оно постепенно становится спокойным, радостным.
Правильно и полноценно организованное бодрствование способствует формированию здоровых привычек в будущем, хорошему и крепкому сну, устойчивому эмоциональному состоянию.
Дети последней четверти года, особенно привыкшие проводить все бодрствование на руках взрослого, болезненно переживают отсутствие матери, бабушки, не могут найти себе занятие, с трудом привыкают к чужим людям.
Источник: http://www.nachideti.ru |