|
|
|
| НОВОСТИ | 23 Апреля, 2009, 15:30
| 23 Апреля, 2009, 15:29
| 23 Апреля, 2009, 15:27
| 23 Апреля, 2009, 15:25
| 23 Апреля, 2009, 15:23
| 3 Апреля, 2009, 16:38
|
|
|
|
| РЕКЛАМА |
|
|
|
| | |
| Новости15 Декабря, 2008, 13:52 Интеллектуальная активность продлевает жизнь
Научный руководитель Института мозга человека Российской академии наук Наталья Бехтерева в статье в газете "Московские новости" раскрыла некоторые секреты умственного долголетия. Академик доказала, что внутренняя сила мысли, процесс творчества могут не только помочь преодолеть физические недуги, но и значительно продлить жизнь.
Ставьте перед собой сверхзадачи!
Долголетние наблюдения показали, что под влиянием сверхзадач постепенно восстанавливаются те возможности организма и мозга, которые казались почти или совсем ушедшими вместе с годами. Эти представления о безвозвратной утрате возможностей, как-то изучение языков, освоение специальностей как будто прекрасно подтверждаются морфологическими данными об изменениях в мозге, связанными со старением.
Именно на "статистической" основе старения не только организма, но и мозга во многих странах введены социальные возрастные ограничения для работы на определенных должностях, в том числе и в областях, связанных с умственным трудом.
"Однако обобщение моего опыта в науке, —— пишет Н.Бехтерева, —— и в психофизиологии в частности, дает мне основание утверждать, что Ренессанс творческого потенциала возможен в принципе, так как на протяжении всей жизни человека его мозг охраняется собственным мощным тренировочным механизмом —— тотальной активацией при встрече с каждой новизной, широко изученным ориентировочным рефлексом "что такое?". Ренессанс разовьется при важной, неотменяемой "встрече" индивидуума со сверхзадачей".
Сверхзадачи иногда ставит сама жизнь, они возникают перед нами, вызывая дилемму: "принять или не принять". И сверхзадачу можно принять или даже смоделировать. А также иногда (хотя и нечасто) нельзя не принять. Но бывает, что человек сталкивается со сверхзадачей и отказывается ее решать, не принимает этот вызов. И это путь в старость.
Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу, "матрицы решения" нет, ее надо решать каждый раз заново, и успех становится победой над устоявшимися за жизнь стереотипами. Мозг при этом активируется и обеспечивает необходимыми условиями себя и весь организм. "Думанье" приводит к улучшению жизни. Хорошая память, замечает Н.Бехтерева, очень удобна, но не абсолютно обязательна, хотя ее попутное восстановление при выполнении сверхзадач обычно происходит.
Анатомия творчества
Творчество всегда возникает в процессе какой-то деятельности; правильно также сказать, что творчество поднимает любую деятельность на качественно новый уровень, вовлекая дополнительные возможности мозга. Творчество очень трудно, если не невозможно отделить от сопутствующих видов деятельности. И все-таки современное сочетание психологических подходов и новых технологий позволяет обнаружить в мозге зоны, наиболее тесно связанные именно с творческим процессом.
Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности. В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. В возможности ряда из этих структур входит обеспечение эмоций, регуляция автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т. д.
"Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда "умные живут дольше". Оживает мозг, оживает организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны", — утверждает Наталья Бехтерева.
Опасность стереотипов
Сверхзадача вызывает целую гамму эмоций, причем вряд ли, особенно сначала, положительных ("не могу", "поздно" и т. д.). Но независимо от первоначального знака эмоций под ее влиянием состояние мозга меняется, и, как правило, процесс развивается при одновременном развитии положительных эмоций. На этом фоне творческая личность преодолевает захватившие мозг стереотипы и открывает дорогу возрождению, запуская положительную обратную связь "мысль — состояние мозга — состояние организма".
Чем хорош, чем плох стереотип, когда нужно его подкреплять, а когда преодолевать? Наталья Бехтерева считает, что если активно не поддерживать физическое состояние организма, человек автоматически начинает облегчать себе существование, все больше переходя на стереотипы. В этом случае мозг все больше использует принцип обеспечения жизнедеятельности на основе так называемых меченых линий. В мозге как будто бы прокладываются рельсы, по которым от станции к станции идет возбуждение, но при этом остальная часть "простаивает".
Сверхзадачи и запуск системы "мысль — мозг — организм" особенно необходимы тем, кто всю жизнь занят умственным трудом. Пренебрегать реальной возможностью ренессанса мозга для общества — расточительство, а для личности — почти самоубийство. Конечно, ни сверхзадачи, ни творчество не обещают физического бессмертия, однако активное долголетие при прочих равных условиях реально.
Автор: Елена СПАСЮК
|