Слова "хорошее" и "плохое" в отношении детского поведения всегда нужно ставить в кавычки, потому что это суждения взрослых. Значение их не абсолютно. Эта взрослая формула захватывает широкий диапазон детского поведения и взрослых чувств. Нет двух взрослых с одинаковыми взглядами на то, что составляет "хорошее" и "плохое" поведение. Даже у взрослых меняется мнение по одному и тому же вопросу в зависимости от напряженности какой-либо ситуации. Сами по себе слова "плохое" и "хорошее" бесполезны. Они мало информативны для ребенка.
Многие взрослые используют слово "хороший" как комплимент или похвалу: "Вот хорошая девочка!", "Ты сегодня такой хороший, поэтому слушай сказку". Иногда это комплимент, высказываемый малышу в адрес другого ребенка: "Ну почему ты не можешь быть таким же хорошим, как братик?" Ребенок, которого убеждают стать "хорошим", скорее всего, будет смущен последним замечанием: что из всего "хорошего", что делает брат, взрослый имеет в виду? Не шуметь? Быстро отвечать на вопрос? Не разбрасывать игрушки? В самом деле, для детского понимания того, чего хотят взрослые, разговор о "хорошем" хуже, чем бесполезен. Заявление: "Будь хорошим, не то…" - взрослые считают достаточным предупреждением. Однако ребенок очень часто теряется.
Наглядной иллюстрацией бесполезности понятия "хороший" является фраза: "Если будешь вести себя хорошо, то... " Эта фраза, по существу, ловушка для ребенка.
Она редко, а может быть, вообще никогда; не говорится в адрес взрослых. Скажите-ка коллеге: "Если будешь вести себя хорошо, я помою чашки после кофе" - или пообещайте супругу: "Если будешь вести себя хорошо, я возьму тебя вечером в кино". Ваш собеседник, вероятно, изумится и заметит что-то вроде: "Что значит хорошо?" или: "А что мне делать, чтобы ты считала меня хорошим?" Детям (как и взрослым, если провести такой опыт) надо догадаться, что от них требуется. А это долгая детективная работа.
Гораздо лучше точно определить, чего вы хотите, дать информацию, над которой можно работать. Не говорите: "Вот хорошая девочка!" - лучше скажите, что вам понравилось: "Съела все? Вот молодец!", "Спасибо, что помог убраться" или: "Какой ты терпеливый, так долго ждал, пока я говорила по телефону". Лучше не создавать контраста вроде: "Почему ты не похож на брата?"- это никому не поможет. Угрозу и обещание "Если будешь хорошим..." гораздо целесообразнее заменять просьбой: "Пожалуйста, потерпи. Я хочу записать, пока не забыла, а потом помогу тебе". Конечно, при этом надо учитывать нетерпеливость малышей, как бы хорошо ни звучала ваша просьба.
Если взрослые используют подход "Если, то…", в меру развитые дети могут и обманывать их. Один двухлетний малыш разработал специальные награды за "хорошее" поведение. Затем он логически перешел от этого к мысли, что обещание быть "хорошим" должно стать ключом к немедленному обретению желаемого. Так, сделав что-то недозволенное, мальчик начинал кричать: "Я буду хорошим! Я буду хорошим!" |