Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети часто выкрикивают оскорбления, дразнят других или ругаются. Большинство воспитателей озабочены именно бранью в яслях и садах, часто из-за опасения, что остальные дети будут подражать сквернослову, а разгневанные родители будут допытываться, откуда в речи ребенка появились оскорбления и другие неприятные реплики.
Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как можно меньше обращать на них внимание. Вряд ли стоит заводиться от устных нападок, и лучше постараться не принимать их близко к сердцу. Однако стоит разобраться с эмоциями, на которых они возникают. Как правило, в какой-то степени приходится основываться на предположениях, что именно побудило ребенка к таким речам. Это может быть желание доставить такую же боль, какую он переживает сам. Может быть, малышом руководит потребность испытать приятное чувство своего превосходства над взрослыми или сверстниками. Иногда дети говорят злорадные слова: "Я ненавижу тебя!","Чтоб ты сдох!", "Старая крыса!"- из-за того, что в гневе не знают более мягкого способа для выражения своих чувств. Поэтому их реплики нельзя оценивать как брань взрослых.
Целесообразно просто игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если другие дети тоже научатся не обращать внимания на товарища, когда он грубит, ему может прийти на ум, что и продолжать-то не стоит. Когда дети как объекты словесных нападок обижаются, взрослым стоит посоветовать им, чем отвечать. Например, если ребенок обнаружит, что его жертва огрызнется: "А ты - куча мусора!" - то неравенство, создаваемое удовлетворением от обиды другого, исчезнет.
Иногда взрослые могут обратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, если, якобы стараясь перекрыть сказанное им, ответят глупым замечанием.
Пенелопа Лич в своей книге "Младенец и дитя" привела пример ответа на крик "Старая корова!": "Тогда ты, выходит, маленький глупый телок". Сработает ли комический подход, зависит от того, как высказывался ребенок. Тем, кто регулярно говорит обидные вещи, да еще озлобленно, надо твердо сказать: "Ты мне нравишься, но то, что ты говоришь, мне не нравится". В перспективе можно попробовать удовлетворить потребность ребенка почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды, если, по мнению взрослых, такие чувства стоят за устной агрессией. Со временем ребенок обнаружит, что он может нравиться, несмотря на все что говорит, и что он способен пользоваться авторитетом и играть какую-то особую роль в группе детей, не прибегая к оскорблениям. |