Широкая область детского поведения получила у взрослых ярлык "непослушание". Так, ребенок отказывается есть определенную пищу, берет без спроса какие-то игрушки или не удерживается от соблазна сказать последнее слово. Подобное поведение взрослые переносят весьма по-разному.
Много причин и для неконтактного поведения. Некоторые дети любят, провинившись, наблюдать реакцию взрослых. В ряде семей дети могут полностью завладеть вниманием взрослых только тогда, когда рассердят их. В результате ребенок усваивает, что это надежный способ привлечь к себе внимание, но не знает, что внимание, привлеченное игрой или контактным поведением, гораздо приятнее. Другой вид неконтактности, который можно связать с поиском внимания, наблюдается у детей медлительных во всем. Некоторых взрослых очень раздражает этот недостаток, и они не могут удержаться, чтобы не подгонять ребенка. Малыша одергивают: "Дай-ка я сделаю это!" Такая манера побуждения к действию безнадежна и беспомощна. Правильнее будет помочь малышу справиться с задачей, например при одевании. Если ребенок затем услышит искреннее "молодец!", у него появится мотив для дальнейших попыток.
Дети, слывущие "неконтактными", часто получают гораздо больше инструкций, чем остальные, так как взрослые предполагают (возможно, неосознанно), что без понуканий такого ребенка не расшевелить. Аналогично признанного шалуна группы часто упрекают за поступки, которые у других сходят незамеченными. Если шалун стучит ложкой по столу, мы нередко видим в этом подтверждение, насколько ребенок может раздражать или плохо себя вести. Но такое же поведение у ребенка без ярлыка может быть расценено как воодушевление, радость предстоящему обеду или просто удовольствие от создания ритмичного шума.
Взрослым надо постоянно присматриваться, кто в группе выглядит неконтактным. Неплохо сознательно сократить число распоряжений такому ребенку. Надо убедиться, что он внимателен, когда взрослые говорят с ним. Ребенок охотнее выполнит распоряжение, если взрослый будет делать то же, что и он. Например, вы прибираетесь в комнате вместе с ребенком или после того как он прерывает игру переходите с ним к другому занятию.
Если взрослые чутки к своему поведению, они осознают, что компромисса можно добиться, встречая ребенка на полпути к конфликту. Целесообразно договориться с другими взрослыми, имеющими отношение к данному ребенку, что какие-то мелочи стоит игнорировать, а конфронтацию приберечь на случай безусловного неповиновения.
Очень важно найти в непослушном ребенке признаки поведения, которое можно одобрить. Доводящие вас до белого каления дети могут хорошо реагировать на то, что их облекут какой-то ответственностью. Так, при заинтересованности можно попросить ребенка что-то передать вашему коллеге или за обедом доверить важное задание - раздать тарелки. Ему может польстить, если взрослые спросят его мнение о выборе игрушек или перестановке мебели в комнате. Чтобы поведение ребенка было по вкусу взрослым, надо уделять малышу внимание. Благодаря этому можно проигнорировать оговорки ребенка и избежать возможной провокации с его стороны.
Отказы от еды или питья нередки в группе детей. При этом возникает опасность, что вслед за одним забастуют и другие. Однако простой отказ от еды не настолько распространен, как разбрасывание пищи, если первого, кто начнет, оставить без замечания. Взрослому надо иметь в виду ряд обстоятельств.
Некоторые дети до яслей никогда не пользовались вилкой с ножом. Если в семье часто "таскают" со стола или едят, держа тарелку на коленях, то сидеть за столом - это что-то новое. Далее, у детей есть любимые блюда, и не надо думать, что ребенок съест все, что дадут. В многонациональных районах детские привычки в пище и поведении за столом могут отличаться от принятых в яслях. Стараясь приобщить ребенка к новым правилам питания, взрослый может обнаружить, что тот быстро усваивает разные типы поведения для разных условий. Работающим с малышами надо стараться, чтобы их представления о поведении и меню соответствовали различным культурам, представленным детьми.
Детям, которые едят мало, лучше много и не накладывать - пусть другие съедят побольше. Лучше побудить ребенка съесть все с удовольствием, а потом попробовать что-нибудь еще. Когда взрослые дают детям возможность обслуживать самих себя, то порой оказывается, что они охотнее съедают то количество, что сами выбрали. Тут, конечно, нужен присмотр, но некоторый выбор поможет избегать баталий взрослых и детей за столом.
За едой, как в яслях, так и дома, реакция взрослых может обостряться. Некоторые сами возбуждают неконтактность детей, превращая обед в убогое событие. Я видела много обедов в яслях и уверена, что проблема это время возникает гораздо меньше, если создана хорошая эмоциональная атмосфера. Обед лучше проходит там, где ведутся беседы, где детям позволено выражать предпочтения в пище, их не заставляют доедать до последнего кусочка и нет постоянной угрозы: "Останешься без сладкого!" |