Есть разница между тем, чтобы назвать поведение "трудным" и описать его. Некоторые взрослые могут сойтись на критическом ярлыке отдельного ребенка, например "упрямец", "вредина" или "забияка". Однако у каждого взрослого свой взгляд на то, какое поведение ребенка дает основание считать его, например, "упрямым". В результате наблюдений у каждого сложится своя картина. В итоге кто-то может решить, что проблема ребенка гораздо серьезнее.
Как правило, мы склонны говорить стереотипными фразами, высказывая недовольство другими. Но в наблюдении такой стереотип должен быть заполнен, чтобы получилась более ясная картина проблем.
Пример описания "трудного" поведения
Трое взрослых, Сэлли, Билл и Маргарет, отвечают за свою группу в детском дневном центре. В их группе есть четырехлетняя Нэнси. Все трое согласны, что Нэнси "необщительна". Чтобы обсудить свои действия, они по отдельности готовят краткие описания действий ребенка, которые приводят их к мнению о "необщительности" девочки.
Сэлли. Нэнси - неконтактный ребенок. Особенно во время еды - никогда не доест, сколько я ни заставляю. Она просто смотрит и дуется. Часто, если ее попросить что-то сделать, она смотрит так, как будто вас нет.
Билл. Нэнси не совсем общительна в группе. Она не замечает взрослых, пока с ней не заговорят, поэтому приходится говорить раз для всей группы и два-три раза повторять для Нэнси. Но даже тогда она часто медлит и приходится ее понукать.
Маргарет. Нэнси угрюма и необщительна. Она не подключается и не обращает внимания на то, что ее просят сделать. Как будто она настроена раздражать и ей нравится, когда мы носимся с ней.
Трое взрослых описывают поведение одного ребёнка, но в каждом описании есть отличающиеся друг от друга акценты. Сэлли выделяет поведение Нэнси за едой и столкновения взрослого и ребенка в это время, Билл и Маргарет подчеркивают, что Нэнси не является ни членом группы, ни подобием других детей. В описании Маргарет поведение Нэнси воспринято как личный вызов воспитателю. Раздражение каждого из этих взрослых по поводу Нэнси необходимо обсудить, иначе возникнет риск рассматривать их наблюдения как доказательство того, что Нэнси - трудный ребенок.
Один из возможных подходов к наблюдению за Нэнси должен был бы быть таким: вообще избегать ярлыка "необщительная" и сосредоточиться на том, при каких обстоятельствах девочка все-таки выполняет просьбы и какие, с точки зрения взрослых, наставления они ей делают. Подобное наблюдение может показать, что взрослые наставляют Нэнси чаще и больше, чем других детей. Оно также может выявить, что, сколько раз ни повторяй распоряжения, девочке надо всякий раз показать, что от нее требуется. Повторяющиеся требования доесть обед редко оказывают желаемое воздействие. Нэнси редко реагирует на указания, адресованные всей группе. Эти данные позволяют предположить, что нужны некоторые перемены в поведении взрослых. Целесообразно сократить число приказаний, смириться с неизбежностью конфликтов за обедом и не ожидать реакций Нэнси на распоряжения, касающиеся всей группы.
Методы наблюдения за "трудным" поведением
Имея ясное описание проблемы, касающейся реального поведения ребенка, можно провести наблюдение и сделать вывод, насколько она серьезна. Довольно легко определить три основных аспекта:
1) Частота - как часто проявляется проблема?
2) Продолжительность - сколько длится трудное поведение в каждом случае или в течение какого времени за день такое поведение выглядит типичным?
3) Интенсивность - возможно ли определить проблему доведения как несложную, довольно серьезную или весьма серьезную?
Не все эти пункты применимы к любым проблемам. Будет неверно спросить о пассивном и замкнутом ребенке "Как часто он уходит в себя?", если только малыш не замыкается в себе под влиянием определенных обстоятельств. |