Говоря об отношениях “родители-ребенок”, мы говорим о взаимоотношении между ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. Если у ребенка (независимо от того, в какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или не ощущает родительской пддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по отношению к родителям.
Отношения родителей к своему ребенку можно описать двумя парами важных признаков:
- неприятие - расположение;
- терпимость- сдерживание.
Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия. Можно выделить три типа негативных отношений родителей к ребенку:
- Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения)
- Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)
- Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.
Первый тип формирует уребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка. Г.Эберлейн определяет агрессивность как “отчаяние ребенка, который ищет признания и любви”.
Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И этя несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.
Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда, чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причем занятия, несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.
Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляци. Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Можно утверждать, что неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.
Агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интереуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в каестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. |