Мужчина и женщина обратились к священнику, чтобы тот их обвенчал после вечерней проповеди. Однако вечером, в заполненной церкви, пастор обнаружил, что не помнит в лицо тех, кто просил его о венчании. Тогда он сказал: “Кто желает вступить в брак, подойдите”. К алтарю подошел один мужчина…и шесть женщин!
Идею, что семья нужна в первую очередь женщине, с удовольствием подхватили многие наши мужчины (и некоторые семейные специалисты). Мол, мужчина создает семью якобы в уступку даме, а самому ему это ну совсем не надо: поэтому и озабочены женщины вопросом, как заставить мужчину жениться… Так ли это? И кому на самом деле больше нужна семья и в частности, регистрация брака?
Миф о том, что мужчины не любят жениться, особенно окреп на нашей советской (так и хочется сказать “совковой”) почве, где условия существования в семье были неравными. Тогдашняя “ячейка общества” действительно была более выгодна женщине. Поскольку мужчина, хоть и пытался считаться главой, был на вторых-третьих ролях: жена – хозяйка, мать, хранительница очага, а мужик – как говорила одна из моих клиенток, “бросал бы зарплату в форточку и не мешался бы под ногами”. Каково? Но между нами говоря, мужчинам упрекнуть за такое положение вещей некого, кроме самих себя. Это последствия так называемой двойной морали. Один из постулатов этой морали гласит, что негоже мужчине заниматься хозяйственными, семейными делами. Негоже, сказали женщины? Нет проблем! И поскольку мужчины свалили всю заботу о семье на женские плечи, женщина очень скоро стала полновластной хозяйкой в этой семье. Сильный пол таким образом получил домашнего начальника – жену. И теперь им, естественно, ТАКАЯ семья не нужна.
Убежденность мужчин в своем превосходстве сыграла с ними и еще одну недобрую шутку. Женщина, искони называющаяся у нас “слабым полом”, вроде бы нуждалась в дополнительной защите. Такую защиту в супружеской жизни она получала… от старого КоБСа. Во вступлении к нему написано: “Советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства с… участием в производственной и общественно-политической жизни. Советское законодательство о браке и семье призвано активно содействовать… устранению остатков неравного положения женщины в быту”. Однако ни слова о том, что это законодательство обеспечивает “советскому мужчине”. То есть мало того, что семья – женская вотчина и соответственно женщина в ней хозяйка, так еще и со стороны закона женщине в семье – дополнительная поддержка. И получилось, что слабые женщины законодательно задавили сильных мужчин. Вспомните хотя бы печально известную практику “дележки детей” при разводах, где в подавляющем большинстве случаев отец остается ни с чем… (подробнее на эту тему см. Как делить ребенка). Разумеется, мужчинам не хочется вступать в отношения, где вся выгода официально уготована противоположной стороне!
Сыграло свою роль еще и то, что обеспеченность “советской семьи” в целом была невелика (у многих так осталось и по сей день). Ведь пока в доме денег хватает в основном только на еду – “министром финансов” является жена. Когда средств становится больше – бразды правления постепенно переходят в руки мужа, и его власть тем значительнее, чем больше “остаток” после покупки продуктов. Вообще среди обеспеченных мужчин семейные ценности снова в чести: это как бы дополнительный источник власти и чувства собственной значимости. А в семьях с достатком ниже среднего мужчина мог считать себя главой семьи сколько угодно, но жена регулярно забирала у него “на еду” всю зарплату и в случае чего быстро указывала ему его настоящее место… Сложно упрекать мужчину в том, что ТАКАЯ семья ему не нужна.
Теперь давайте коснемся еще одного аспекта семьи. А именно – что семья создается вовсе не ради утоления плотских желаний: наоборот, регистрация брака - средство, призванное регламентировать сексуальную жизнь человека. Многие мужчины, поэтому считают: неужели они себе враги – заводить семью, в которых их будут ограничивать чуть ли не в самом дорогом (не считая, конечно, выпивки и футбола)? Конечно, при таких условиях семья мужчине не больно-то нужна…
Однако все же немало мужчин эту семью заводят. Насильно? Ради женщины? Нет. Неужели все импотенты? Тоже нет. Ради чего же мужчины расстаются со своей разгульной сексуальной свободой? А ради того, что в семейных отношениях они тоже находят для себя немало хорошего, удобного и нужного. В частности, это:
- статус действительного главы семьи, которого признают и уважают. Напрасно вы считаете, что мужчина не дорожит этим! Многие считают это главнее секса.
- Стабильную сексуальную партнершу; кроме того, факт регистрации снимает многие интимные комплексы женщины. Как ни удивительно для многих, зачастую “мужняя жена” может дать супругу в сексе намного больше, чем любовница.
- Объединение имущества на благо обоих супругов и стремление его приумножать опять же с выгодой для обоих. При этом, когда общее благосостояние семьи растет, ее фактическим главой неизменно становится муж!
- Бытовой тыл – особенно это важно там, где супруги действительно озабочены совместным приумножением достатка. В таких семьях, как правило, жена искренне уверена, что ее муж постоянно находится “на передовой”, и сама заинтересована в его успехах. Поэтому и стремится не нагружать его ненужными поручениями, потому что “сама устала”.
- Внутрисемейное разделение труда, выгодное обоим, порой нестандартное (без фиксации женских и мужских обязанностей). В семье, созданной на добровольных и доброжелательных началах, муж вполне может позволить себе готовить еду (если ему это нравится), а не прибивать полки и не чинить краны – и при этом не бояться быть униженным в глазах жены.
- Официальное право участвовать в воспитании детей, возможность вырастить преемников “своего дела” и наследников своего состояния, а то и вообще, кроме шуток, “обессмертить свою фамилию”. Ну, и помимо прочего - психологическую гарантию того, что это ЕГО дети.
Разумеется, все эти ценности важны для социально зрелого мужчины. Выходит, тот, кто больше ценит свою холостяцкую свободу, еще до семьи не дозрел? Увы, получается, что так. Как правило, количеством женщин пытается реализоваться тот мужчина, которому больше нечем похвалиться. Да, никаких особых успехов у него нет, но зато посмотрите, сколько за ним бегает дам! И чаще всего цепляются за свою свободу мужчины, неуверенные в себе, нуждающиеся в постоянном восхищении и достаточно инфантильные. Такой ни за что не променяет свободу на “семейные ценности”, потому что оценить их он не в состоянии.
Причем паспортный возраст мужчины не является показателем готовности создать семью и оценить семейную жизнь! И критерии “тебе еще рано жениться” или “тебе давно пора жениться” несостоятельны, потому что бывает, что один психологически состоялся как семьянин уже в 17-18 лет, а другой остается инфантильным и после пятидесяти. Социальная зрелость у каждого своя, и соответственно, потребность создавать семью – тоже.
Так что мужчине, добровольно идущему в ЗАГС, семья нужна так же, как и женщине, если не больше! Но только если он способен все семейные блага оценить по достоинству. А не делать всю жизнь вид, что он живет в семье только в уступку жене. Таких мужчин надо гнать от себя еще до брака, иначе они всю жизнь будут попрекать супругу: мол, я ради тебя женился, теперь плати по счетам! Многие из них вообще развивают теорию, что раз женщинам семья нужна больше, то они и должны бегать за мужчинами и делать предложение… Вообще-то сегодня уже неважно, кто кому предлагает пойти в ЗАГС, и вовсе не обязательно, чтобы инициатива принадлежала мужчине. А потом, иным “представителям сильного пола” действительно очень нужно заставить женщин бегать за собой, потому что иного способа привлечь и удержать женщину они не знают. Им действительно семья совершенно не нужна. Но дело в том, что такие мужчины и сами в семье не больно-то нужны!
Источник: http://www.naritsyn.ru, Нарицын Н.Н., врач-психотерапевт, психоаналитик, из книги "Свадьба-развод и наоборот |